Навигация
Главная Блоги
  • Вся лента Рекомендации Выбор редакции Читаемое Обсуждаемое Ключи
    • авто армия вероучения война геополитика глобализация государство дипломатия здоровье идеологии искусство история кадры киберпространство кино корпорации космос культура литература любовь матрицы мировоззрение мифы музыка наука и технологии непознанное образование оружие педагогика питание политика порочность преступность прогноз психология пятая колонна семья сервис системное социум союзы спорт статистика творчество техника факты философия финансы эгрегоры экология экономика энергетика язык
НовостиНовостная аналитикаВидеоряд Авторы
  • А.Агафонов С.Алфёров Н.Амрекулов В.Белоусов А.Горбатов А.Девятов Г.Деев Ю.Забродоцкий А.Митрофанов В.Муниров К.Мямлин М.Красов В.Прутков Е.Разумеев Д.Розанов А.Русантов Г.Садулаев C.Салькенов А.Севастьянов И.Селиф И.Смирнов В.Филаретов
Рубрики
  • Блогерское Дискуссионный клуб Жили-были... За рубежом Литературный уголок Мировоззрение Наша культура Научи хорошему! О разном Прошедшее Сверхновая реальность Текущий момент
Аналитика ВП СССР
  • 1990 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Книги ВП СССР
  • Богословие Государственное управление История Ключи к разумению Матричное управление Наследие А.С.Пушкина От социологии к жизнеречению Педагогика Психология Философия Человечность
Библиотека
  • Труды И.В.Сталина О Сталине и сталинской эпохе Замысел жизнеустройства Прошлое Культурное наследие Мироустройство Народное хозяйство Познай себя Разное
Объединённый проект
  • Все материалы Постановка и организация процесса Определение смыслов и сборка Разборка проектов Отклики и диалоги
Медиа
  • Зазнобин В.М. Ефимов В.А. Аудио-передачи и аудиокниги
Ключи
  • А.С.Пушкин артефакты банки богословие будущее вероучения видео вторая мировая война выборы геополитика глобализация государственное управление демократия на марше депрессия дипломатия дискуссия заговор законодательство законы здоровье И.В.Сталин идеологии информационная безопасность искусство история кадры киберпространство кино ключи к разумению корпорации космология космонавтика кризис культура любовь матричное управление международные организации мемуары методология мир мировоззрение мифы музыка наркотический геноцид наука небополитика оборона образование от социологии к жизнеречению партии педагогика Пётр I питание политика порочность преступность прогноз психология Путин пятая колонна различение революции Россия село семья соборность социология союзы спорт статистика творчество текущий момент терроризм технологии третья мировая война фантастика философия финансы человечность школа здравого смысла шпионаж эгрегоры экология экономика энергетика этнография язык
Регистрация   +    
Стандартно

Через социальную сеть

Вход

Забыли пароль?
О проекте Наш блог Пользовательское Соглашение ЧаВо Контакты
Вконтакте Одноклассники Facebook Youtube
О справедливом замысле жизнеустройства
Бессомненно важнее, как принимает человек судьбу, нежели какова она на самом деле. (Вильгельм Гумбольдт )

Мировоззрение

К.Г.Юнг "Добро и зло в аналитической психологии" (выдержки)

2010-07-04 17:56 2688
А А А |
психология человечность здоровье мировоззрение богословие

Должен сознаться, что я всегда сталкиваюсь с трудностями, обсуждая эту тему с философами или теологами. У меня возникает ощущение, будто они говорят не о самом предмете, не о сути дела, а лишь о словах, понятиях, обозначающих этот предмет. Мы так легко даем увлечь себя словами, что они замещают всю действительность. Мне говорят о добре и зле, предполагая, что я уже знаю, что это такое. Но я этого не знаю. Когда кто-нибудь говорит о добре или зле, то он подразумевает именуемое им добрым или злым, то, что он ощущает как доброе или злое. Он говорит о них тогда со всевозрастающей уверенностью, не зная, является ли в действительности таковым называемое им добрым или злым, покрывают ли его слова действительность. Возможно, образ мира у говорящего не вполне согласуется с реальным положением дел, а объективное замещено внутренним, субъективным образом.

Для того чтобы договориться по столь сложному вопросу о добре и зле, нам нужно исходить из следующего: добро и зло суть сами по себе принципы, и следует думать, что принципы эти простираются за пределы нашего существования. Говоря о добре и зле, мы ведем конкретный разговор о сущности, глубочайшие качества которой нам в действительности неизвестны. Если нечто переживается нами как злое или греховное, то переживание это зависит от субъективного суждения, равно как мера и тяжесть греха.

Откуда у нас эта вера, эта внешняя уверенность, будто мы знаем, что такое добро и зло? «Eritis sicut Deus, scientes bonum et malum» (I.Mose 3, 5) (Быт 3, 5: «.. и вы будете, как боги, знающие добро и зло»). Только боги знают, мы не знаем. Это чрезвычайно верно и психологически. Если у вас такая установка: «Это может быть весьма скверно, а может и нет», — то у вас есть шанс, что вы поступите правильно. Но если вы знаете заранее, скверно оно или нет, то ведете себя, будто вы сам Господь Бог. Однако все мы лишь ограниченные люди и в каждом конкретном случае по существу не знаем, творим ли добро или зло. Мы знаем их абстрактно. Видеть конкретную ситуацию насквозь, во всей ее полноте посильно одному Господу Богу. У нас может только сформироваться мнение, при том что мы не знаем, является ли оно правомочным. Мы можем быть в высшей степени предусмотрительными: то или иное является добром или злом с учетом такого-то масштаба. То, что нашему народу кажется злом, другой народ может считать благом.

Присмотревшись, мы заметили, что добро и зло суть principia. Принцип происходит от prius (идущий впереди (лат.)), от того, что было раньше того, что лежит вначале. Последним мыслимым principium является Бог. Principia в последнем счете суть лики Божий. Добро и зло — это principia нашего суждения, но в последнем онтическом их корне они суть начала, лики, имена Божий. Когда in excessu affectus (в избытке аффекта (лат.)), в эмоционально-эксцессивной ситуации я сталкиваюсь с парадоксальным положением вещей или событием, то сталкиваюсь в конечном счете с одним из божественных ликов. Логически расценить или осилить божественный лик я не в состоянии, ибо он сильнее меня, т.е. имеет нуминозный характер. Тем самым я встретился с tremendum et fascinosum (внушающим трепет и зачаровывающим (лат.)). «Осилить» нуминозное я не могу, я способен лишь открыться ему, дать ему меня потрясти, довериться его смыслу. Принцип всегда есть нечто чрезвычайное, в сравнении со мной могущественное. Даже последние физикалистские принципы я не в состоянии осилить, в своей чистой данности они стоят намного выше меня, надо мной, они имеют силу. Тут задействовано нечто непреодолимое. Если в excessu affectus я скажу: «Это плохое вино» либо «Этот тип — подлая собака», то я не знаю, имеет ли смысл данное суждение. У другого о том же вине или том же человеке может быть совсем иное мнение. Мы знаем лишь поверхность вещей, мы знаем их лишь такими, какими они нам явлены, а потому нам следует быть очень скромными.

При рассмотрении вопроса о добре и зле терапевту также остается только надеяться, что он правильно видит вещи, но он никогда не должен быть уверен в этом окончательно. Как терапевт, я не могу подходить к проблеме добра и зла в данном конкретном случае теологически или философски, но могу обходиться с ней лишь эмпирически. Это не означает, что при эмпирическом подходе я делаю добро и зло сами по себе относительными. Я ясно вижу: вот зло, но весь парадокс в том, что у данного человека в этой конкретной ситуации, на определенной ступени его пути к зрелости это зло может оказаться добром. Имеет силу и обратное: в ложный момент в недолжном месте добро обратится своей противоположностью. Не будь это так, все было бы просто — слишком просто. Когда я не сужу a priori, но прислушиваюсь к конкретной данности, то я уже не знаю заранее, что для пациента добро, а что зло. Хотя многие вещи наличны, они не прозрачны для нас, как и их смысл, они явлены нам in umbra (В тени (лат.)), сокрыты и окутаны тьмой. Лишь с ходом времени проникает луч света на тайное до той поры.

Это верно и психологически. Было бы заносчиво с нашей стороны мнить, будто мы всегда можем сказать, что для пациента добро или зло. Наверное, нечто для него действительно является злом, он его все же творит и в результате испытывает муки совести. Но это может быть для данного человека — глядя и терапевтически и эмпирически — великим благом. Возможно, он должен пережить и перетерпеть зло и его власть, ибо лишь так он может наконец преодолеть свое фарисейство по отношению к другим людям. Возможно, ему надлежало получить щелчок по носу — называйте это как хотите — от судьбы, либо бессознательно, либо от Бога: свалиться в грязь, поскольку лишь такое мощное переживание способно «подтолкнуть» его, хотя бы на шаг вывести его из инфантилизма и сделать более зрелым. Как может человек знать, что ему требуется освобождение, если он самоуверенно мнит, будто ему не от чего освобождаться? Он видит свою тень, нижние уровни своего бытия, но отворачивает от них взгляд, бежит от них, не вступает с ними в сражение, ничем не рискует. Он хвалится тогда перед Богом, перед самим собой, перед другими людьми своими белыми и незапятнанными одеждами, но этому ангелоподобию и всесовершенству он поистине обязан своей трусостью, своей регрессией. И вместо того чтоб стыдиться, он становится перед храмом и глаголет: «Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди...» (Лука, 18, 9-14).

Такой человек мнит, будто он праведен, так как знает, что неправедно, и сторонится этого. Но оно никогда не было конкретным содержанием его жизни, и он не знает, от чего ему нужно спасаться. Лишь частичную гарантию дают и слова апокрифа: «Человек, если ведаешь, что делаешь, ты блажен, если же не ведаешь, проклят». Человек, знающий, что он делает, когда творит зло, имеет шанс на блаженство, но поначалу он в аду. Ибо творимое зло, даже творимое сознательно, остается злом. Если же человек не становится на этот путь, не совершает этого шага, то это может оказаться душевной регрессией, отступлением во внутреннем развитии, инфантильной трусостью. Тот, кто мнит, будто с помощью слов апокрифа, «ведающего деяния», он может уберечься от греха или от него спастись, заблуждается, ведь он скорее утопает в грехах.

Сами того не желая, как люди мы поставлены в ситуации, когда «principia» впутывают нас в нечто, из чего выпутываться предоставлено нам самим. Иногда с помощью Божией нам указан ясный путь, но иной раз возникает чувство, будто мы оставлены всеми добрыми духами. В критических ситуациях герой всегда теряет свое оружие, и в такой момент, как перед смертью, мы сталкиваемся с голым фактом, не ведая, как мы к тому пришли. Тысячи сплетений судеб неожиданно приводят к такому положению. Символически это представлено борьбой Якова с ангелом. Тогда человеку не остается ничего иного, как постоять за себя самого. Это ситуации, где требуется реагировать целиком. И может статься, что тут не удержишься за параграфы предзаданного морального закона. Тут начинается самая что ни на есть личностная этика: в серьезнейшем столкновении с абсолютным, в прокладывании пути, который осуждают общепринятые параграфы морали и хранители закона. И все же человек чует, что он никогда не был так верен своей глубиннейшей сущности и призванию, а тем самым и абсолютному, ибо только он и Всеведающий одновременно смотрят на конкретную ситуацию изнутри, тогда как судящие и осуждающие видят ее лишь извне.

Даже тому, кто совершает какое-либо действие, часто не видны его глубинные моральные побуждения, сумма сознательных и бессознательных мотивов, лежащих в его основании, и уже тем более при суждении о действии другого, воспринятом извне, а не в его глубинном бытии. Кант с полным правом требовал, чтобы индивид и общество продвинулись от «этики дел» к «этике принципов». В последнем и глубочайшем основании лишь Бог способен видеть целиком те принципы, которые стоят за совершаемым делом. А поэтому наши суждения о добре или зле in concreto (в действительности (лат.)) должны быть всегда осмотрительны и гипотетичны, а не столь аподиктичны, словно мы способны узреть последние основания. Взгляды на мораль зачастую так же расходятся, как представления о лакомстве у нас и эскимосов.

Когда мы наблюдаем, как люди сталкиваются с одной и той же этически значимой ситуацией, то возникает своеобразный двойной эффект: неожиданно делаются видны обе стороны. Эти люди замечают не только свою моральную неполноценность, но автоматически и свою лучшую сторону. Они с полным правом говорят: «Я все-таки не настолько плох». Противопоставить человеку его тень — значит показать ему светлую сторону. Испытав это однажды, обнаружив себя между противоположностями, человек неизбежно ощущает и собственную самость. Тот, кто воспринимает одновременно свою тень и свой свет, видит себя с двух сторон, а тем самым занимает середину.

В этом тайна Востока: созерцание противоположностей учит восточного человека видеть характеристики майи. Она наделяет действительность характером иллюзии. За противоположностями и в противоположностях явлена сама действительность, видимая и охватываемая целым. Это целое индиец называет Атманом. Самосознание позволяет нам сказать: «Я еcмь тот, кто говорит добро и зло» или еще лучше: «Я еcмь тот, через коего говорится доброе ли, злое ли. Тот, кто во мне, говорящий principia, пользуется мною для их выражения. Он говорит через меня». Это соответствует тому, что восточный человек называет Атманом, тем, что, образно говоря, «дышит насквозь» (atmet durch). Но не только сквозь меня, но и сквозь все, иначе говоря, это не только индивидуальный Атман, но и Атман-Пуруша, всеобщий Атман, Дух, который все пронизывает. В немецком языке мы используем для него слово «Selbst», «самость», в противоположность малому «я». Из сказанного ясно, что эта самость не есть лишь нечто более сознательное или выше вознесенное «Я», что напрашивается в таких выражениях, как «самосознательное», «самостоятельное» и т.д. То, что именуется здесь «самостью», пребывает не только во мне, но во всем, как Атман, как Дао. Это психическая тотальность.

Эта «самость» никогда и нигде не занимает места Бога, но является, наверное, сосудом для милости Божией.

1234567  6.31 / 13 гол.

Свежие новости

Коварные замыслы закулисы

2021-02-18 21:24

Встречая год Белого Быка

2021-01-14 22:39

Подводя итоги-2020

2021-01-05 15:34

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Закрыть
Сумрачный Дневной А А А
Закрыть
Комментировать

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь:

Стандартно


Через социальную сеть



Чтобы быть в курсе последних новостей нашего сайта, а также помочь в доведении данной информации до других людей:
Вступайте в группы в Вконтакте: https://vk.com/razumeiru
и в Одноклассниках: https://ok.ru/razumei
Подписывайтесь на каналы в YouTube: http://www.youtube.com/user/razumeiru
и в Facebook: https://www.facebook.com/razumeiru
и "Русский Мiр, Путин и глобальная политика"
А также, пожалуйста, знакомьте своих друзей с данной информацией. Благодарим Вас за сотрудничество!
  • Лента

    Коварные замыслы закулисы

    Андрей Девятов
    2021-02-18 21:24

    Смысл жизни глазами буддиста

    Мировоззрение
    2021-02-15 18:57

    Казнённые Тобой?

    Емельян Разумеев
    2021-02-07 10:00

    Кризис будущего

    Андрей Девятов
    2021-02-05 21:43

    О текущем моменте №1(141), 2021г. "Давосская повестка дня 2021", выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания

    Аналитика ВП СССР за 2021 год
    2021-02-03 22:25

    Вспомним 2012 год

    Александр Севастьянов
    2021-01-25 23:31

    Родимые пятна стратегических оценок коллеги Кургиняна

    Андрей Девятов
    2021-01-22 11:18

    Список Делягина

    Александр Севастьянов
    2021-01-19 08:38

    Пора занимать вершины

    Андрей Девятов
    2021-01-17 22:40

    Встречая год Белого Быка

    Андрей Девятов
    2021-01-14 22:39

    Игра предтеч "Великая перезагрузка" кон 2021-2024

    Андрей Девятов
    2021-01-07 09:52

    Подводя итоги-2020

    Александр Севастьянов
    2021-01-05 15:34

    Научно-методологическое обеспечение социального управления и наша жизнь

    Аналитика ВП СССР за 2020 год
    2020-12-31 10:46

    Немыслимое

    Андрей Девятов
    2020-12-31 09:47

    Русский народ в правовом поле современной России

    Александр Севастьянов
    2020-12-24 22:33

    Замысел проекта

    Андрей Девятов
    2020-12-15 15:04

    О нашей победе

    Андрей Девятов
    2020-12-13 17:01

    "Большая игра" Кон 2021-2024

    Андрей Девятов
    2020-12-06 13:45

    Времена и сроки

    Андрей Девятов
    2020-12-03 11:58

    Горбачев. Зачем понадобился?

    О разном
    2020-12-01 20:28

    От добрососедства к братству и согласию

    Андрей Девятов
    2020-11-25 18:19

    Арцах-Абхазия

    Дискуссия
    2020-11-23 22:22
  • Последние комментарии

    Covid-19: Газеты, радио, телевидение, олигархи, президенты, мэры и губернаторы уже поставили медицинский "диагноз", и назначили "лечение" .

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    вчера 16:24 5

    Е.П. Блаватская и Всеволод Соловьев, автор скандальной книги о "жрице Изиде". Часть 2.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Юрий Горбунов
    позавчера 21:30 2

    Компартия Китая разгромила тайный клуб миллиардеров

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Ш
    позавчера 21:19 1

    Запад готовится к списанию долгов?

    Смотреть профиль
    IVANSIDOR
    позавчера 11:15 1

    Мировая вакциноистерия дает трещину: врачи и органы здравоохранения массово протестуют против смертельно опасного эксперимента

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    позавчера 06:58 4

    Культура и дегенераты

    Смотреть профиль
    Андрей
    2021-02-25 08:51 1

    Дмитрий Выдрин: Штаты – это вовсе не держава, "как все", а бизнес-корпорация.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-02-23 07:44 2

    "Пaндемия" отступает: стратегический проигрыш или тактический манёвр?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-02-22 17:49 9

    О текущем моменте №1(141), 2021г. "Давосская повестка дня 2021", выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Баранов
    2021-02-22 00:22 14

    Мюнхенский Давос

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Баранов
    2021-02-22 00:12 12

    Смысл жизни глазами буддиста

    Смотреть профиль
    Александр Иванович
    2021-02-21 19:27 8

    О куриной слепоте российского либерализма

    Смотреть профиль
    Александр Иванович
    2021-02-21 16:30 1

    Е. .П. Блаватская и Всеволод Соловьев, автор скандальной книги о "жрице Изиде". Часть 1.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Светлана
    2021-02-21 08:55 1
  • Наш золотой фонд

    Александр ГорбатовПока швондеры радуются
    2016-05-27 15:35
    Виктор БелоусовАлмазная психология порока
    2013-10-21 21:29
    Андрей ДевятовКраткие перспективы прошлого
    2011-10-26 10:10
    Владимир ФиларетовВыживание в паводок
    2010-03-19 22:28
    Емельян РазумеевВ России намечается смена режима?
    2009-03-04 21:22
    Кирилл МямлинИдеологическая "растяжка"
    2012-02-28 11:17
    Михаил КрасовПо новостям и событиям (06.11)
    2014-11-06 22:02
  • Другие материалы раздела

    Смысл жизни глазами буддиста
    2021-02-15 18:57
    О двух цивилизациях
    2019-10-26 18:03
    Мобилизация российского социума в реалиях гибридной войны: философская проекция концепции С.Ю.Глазьева
    2018-09-17 16:05
    Аз, буки, вhди национального вопроса
    2017-11-17 11:55
    Русский императив в развитии мирового сообщества XXI века
    2016-01-06 11:18
    Нравственный разлом глобального социума и символический горизонт вселенского будущего человечества
    2015-09-17 08:54
    "Конец света" в объективных свидетельствах мировой истории
    2015-08-22 07:37
  • Читаемое в блогах

    Moderna призналась: мы не вакцинируем людей, мы их "чипируем"

    Александр Дубровский
    909 2021-01-05 18:49

    Китайский порядок – готовы ли мы к подобному?

    Натали
    502 2021-01-07 10:31

    Мировая вакциноистерия дает трещину: врачи и органы здравоохранения массово протестуют против смертельно опасного эксперимента

    Василий Лычковский
    411 2021-02-23 07:09

    Остается только улица: Конституционный Суд отказался защищать свободу передвижений

    Натали
    365 2021-01-17 09:28

    "Де Бирс" и СССР

    vodjanitsa
    363 2021-01-04 00:14

    Мюнхенский Давос

    Емеля
    362 2021-01-30 17:15

    COVID-ЛИКБЕЗ: Так вы отказываетесь принимать участие в массовом психозе? часть 2

    Василий Лычковский
    340 2021-01-12 08:46

    Спорт как национальное унижение: WADA выставила счет за запрет символики России и Путина

    Натали
    331 2020-12-30 09:30

    Moderna: мы не вакцинируем людей, мы их "чипируем". Часть 2

    Александр Дубровский
    301 2021-01-16 21:07

    Кто возглавит травлю Трампа?

    Александр Дубровский
    292 2021-01-09 05:42

    50 лет назад погиб поэт Николай Рубцов. Его задушила женщина, которую он называл любимой...

    Натали
    289 2021-01-20 10:49

    "Пaндемия" отступает: стратегический проигрыш или тактический манёвр?

    Василий Лычковский
    277 2021-02-12 09:36

    Я уволилась из ада...

    Емеля
    275 2021-01-10 19:23
  • На Планете КОБ

  • Рассылка
  • Календарь
Рассылка Subscribe.Ru
Все новости сайта на вашу почту
 
Подписаться письмом

 

<< Фев 2021 >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Блоги на Разумей.ру

Информационные партнёры

ВИИЯКА Институт ПРАВДЫ Академия управления развитием ИРКСВ Школа Здравого Смысла
© 2008-2021 Информационно-образовательное сообщество 'Мировоззрение Русской цивилизации'