Навигация
Главная Блоги
  • Вся лента Рекомендации Выбор редакции Читаемое Обсуждаемое Ключи
    • авто армия вероучения война геополитика глобализация государство дипломатия здоровье идеологии искусство история кадры киберпространство кино корпорации космос культура литература любовь матрицы медицина мировоззрение мифы музыка наука и технологии непознанное образование оружие педагогика питание политика порочность преступность прогноз психология пятая колонна семья сервис системное социум союзы спорт статистика творчество техника факты философия финансы эгрегоры экология экономика энергетика язык
НовостиНовостная аналитикаВидеоряд Авторы
  • А.Агафонов С.Алфёров Н.Амрекулов В.Белоусов А.Горбатов А.Девятов Г.Деев А.Дубровский Ю.Забродоцкий А.Митрофанов В.Муниров К.Мямлин М.Красов В.Прутков Е.Разумеев Д.Розанов А.Русантов Г.Садулаев C.Салькенов А.Севастьянов И.Селиф И.Смирнов В.Филаретов
Рубрики
  • Блогерское Дискуссионный клуб Жили-были... За рубежом Литературный уголок Мировоззрение Наша культура Научи хорошему! О разном Прошедшее Сверхновая реальность Текущий момент
Аналитика ВП СССР
  • 1990 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Книги ВП СССР
  • Богословие Государственное управление История Ключи к разумению Матричное управление Наследие А.С.Пушкина От социологии к жизнеречению Педагогика Психология Философия Человечность
Библиотека
  • Труды И.В.Сталина О Сталине и сталинской эпохе Замысел жизнеустройства Прошлое Культурное наследие Мироустройство Народное хозяйство Познай себя Разное
Объединённый проект
  • Все материалы Постановка и организация процесса Определение смыслов и сборка Разборка проектов Отклики и диалоги
Аудиокниги Ключи
  • А.С.Пушкин армия артефакты банки богословие будущее вероучения видео вторая_мировая_война выборы геополитика глобализация государственное_управление демократия_на_марше депрессия дипломатия дискуссия заговор законодательство законы здоровье И.В.Сталин идеологии информационная_безопасность искусство история кадры киберпространство кино ключи_к_разумению корпорации космология космонавтика кризис культура любовь матричное_управление международные_организации мемуары методология мир мировоззрение мифы музыка наркотический_геноцид наука небополитика оборона образование от_социологии_к_жизнеречению партии педагогика Пётр_I питание политика порочность преступность прогноз психология Путин пятая_колонна различение революции Россия село семья соборность социология союзы спорт статистика творчество текущий_момент терроризм технологии третья_мировая_война фантастика философия финансы человечность школа_здравого_смысла шпионаж эгрегоры экология экономика энергетика этнография язык
Регистрация   +    

Стандартно


Через социальную сеть

Вход

Забыли пароль?
О проекте Наш блог Пользовательское Соглашение ЧаВо Контакты
Вконтакте Одноклассники
О справедливом замысле жизнеустройства
Правду говорить легко и приятно. (М.А.Булгаков)

О разном

Натан Шнайдер "Может ли ислам спасти мировую экономику"

10 марта 2009 в 15:37 1294
А А А |
экономика финансы мировоззрение глобализация

В то время как мировые державы борются за то, чтобы справиться с последствиями глобального финансового кризиса, конца которому пока не видно, одна отрасль, похоже, остается невредимой – это триллионный бизнес шариатских банков.

Речь идет о совокупности правовых, морально-этических и религиозных норма ислама, которые охватывают значительную часть жизни мусульман, в том числе, распространяясь на принципы ведения коммерческой деятельности. Что касается финансов, большинство исламских ученых сходятся на том, что Аллах запрещает взимание процентов по ссудам, торговлю долговыми обязательствами и рискованные спекуляции, также как инвестиции в аморальные предприятия, такие как игорный бизнес, проституция, торговля оружием и т.п. Сделки должны быть прозрачными, а риски и доходы по ним – разделены между всеми сторонами. Нельзя заманивать человека в ловушку непосильного для него предприятия, делающего его должником. В принципе, большинство из того, что стало причиной нынешних проблем в экономики, шариатом запрещено. «У них нет ни традиционных долговых обязательств, ни обычных для нас договоров ипотеки», говорит почетный профессор Гарвардского университета Сэмьюэл Хайс (Samuel Hays). «У них нет всех этих производных бумаг или субстандартных кредитов. Без сомнения, они лучше защищены от экономической непогоды, чем обычные банки».

Может ли данная финансовая субкультура предложить выход для мира, который нуждается в скорых и оригинальных решениях для преодоления растущего как снежный ком кризиса? Экономист американского Университета Дьюка Тимур Куран (Timur Kuran) рекомендует не спешить. «Я думаю, должны пройти год или два, чтобы мы получили достаточно данных, чтобы судить о том, действительно ли эти банки более успешны, и почему». Так или иначе, «для исламского банкинга наступил действительно интересный момент», считает специалист по альтернативным видам экономики Билл Маурер (Bill Maurer).

Банки, работающие на принципах шариата, начали появляться в 1970-х, однако их концепция возникла на территории Южной Азии и Ближнего Востока еще в середине века, когда мусульмане, освободившиеся от европейского господства, пытались найти способы укрепить свою исламскую сущность, способы, охватывающие все аспекты жизни, как частной так и общественной. Первые банки представляли собой маленькие фирмы с долевым участием или инициативы, направленные на развитие региона. В 1975 Исламский банк развития, основанный 23 мусульманскими странами (сегодня число учредителей достигло 56 стран), работает на манер Всемирного Банка, предоставляя беспроцентные займы правительствам стран-участниц. Нефтяной бум десятилетия дал хороший толчок для развития целого ряда исламских коммерческих банков, особенно в странах Персидского Залива. К 1980-м, в Пакистане, Судане и Иране были предприняты попытки исламизации всей государственной экономики.

Резкий рост отрасли отмечается в последнее десятилетие. Среди индексов Доу-Джонса появился исламский индекс, характеризующий показатели халяльного бизнеса. К работе в отделах нормативных актов исламских банков привлекается все большее количество религиозных ученых. Продолжается расширение линейки шариатских финансовых инструментов, известных под арабскими названиями: «такафул» - исламское страхование и «сукук» исламские облигации успешно удовлетворяют потребности строительного бума в странах Персидского залива. Исламские банки открываются в крупнейших мусульманских диаспорах в Европе. Даже крупные традиционные банки испытывают «исламскую лихорадку». Такие банки как Citicorp, Deutsche Bank, HSBC открыли отделения, работа которых строится по принципам шариата. Недавно британское правительство объявило о планах собственной эмиссии «сукук».

Между тем, правительства стран, опасающиеся усиления происламских движений, например Египет и Тунис, не торопятся поддерживать развитие отрасли. Существует и определенная связь с радикализмом. Кумир Усамы Бин Ладена Саид Кутб был стал одним из первых пропагандистов исламской финансовой отрасли. В Ираке легендарный исламский ученый Мухаммад Бакир аль-Садр (родственник основателя «Армии Махди» Муктады Аль-Садра) сделал важный теоретический вклад в разработку шариатского банкинга в аспекте шиитского вероучения. После 11 сентября 2001 исламские банки, начинающие свою деятельность в Соединенных Штатах, попали под особое внимание со стороны органов безопасности. Однако, оставив в стороне тех, для кого смыслом жизни является бесконечный поиск «исламофашистской» угрозы, следует признать, что между исламскими банками и группировками типа «Аль-Каеды» нет убедительной связи. Ознакомившись с трудами исламских экономистов, можно увидеть, что в них совершенно бесспорно преобладают мирный настрой.

«Золотой век» - теоретически

С точки зрения исламского закона, пишет один из ведущих экономистов Саудовской Аравии Умар Чапра, «при всей важности экономического роста, недостаточно достигнуть настоящего материального благополучия для людей». Скорее, мы зависим от «духовного здоровья, которое является основой человеческого сознания, а также справедливости и «честной игры» на всех уровнях взаимодействия между людьми». Выходя за рамки бизнес-модели для отдельных банков, исламская экономика предлагает гораздо более широкое видение мира, считают он и многие другие специалисты. Традиционный взгляд человека-рационально-мыслящего и сверхпрактичного отвергает
причастность божественного к нашей природе. Исламская экономическая теория перестраивает предпочтения потребителя, убеждая, что время изобилия и роскоши наступает только после удовлетворения насущных потребностей всех и каждого. Люди должны иметь мотивацию работать, зная, что они получат справедливую долю заработанного. Установления шариата распределяют богатства, не допуская их избыточного накопления. С точки зрения обычной политэкономии, это даже больше, чем экономика: это исчерпывающий свод правил взаимодействия с другими людьми, который претендует на божественное происхождение.

Исламская финансовая теория также дает наставления властям предержащим. Они ответственны за управление налогом «закят», являющимся одним пяти столпов ислама. Обычно переводимое как «пожертвование», это слово буквально означает «то, что очищает». Хотя верующих поощряют делать пожертвования как можно чаще, юристы разработали систему минимального ежегодного взноса из расчета состояния одного человека. Ставка «закята» колеблется в зависимости от ресурсов жертвователя, составляя от 2,5% до 20%. Эти средства должны непосредственно перераспределяться среди нуждающихся. Также их могут использовать в религиозных целях. Так, средневековые правители иногда присваивали «закят» для финансирования своих захватнических войн. Однако современные исламские экономисты, в большинстве своем, не одобряют военные расходы там, где их можно избежать.

Справедливое распределение благотворительных взносов – одна из больших надежд, возлагаемых исламскими экономистами на власти. Теоретики связывают с закятом особые ожидания, считая его едва ли не чудодейственным средством. «Нечестное распределения закята невозможно из-за религиозно-экономического характера последнего», говорит пакистанский экономист М.А.Маннан. Что ж, не напоминает ли это представления того же «Талибана» и шиитских религиозных лидеров, которые считают: достаточно сделать общество религиозным по форме, оно автоматически становится религиозным по содержанию. Учитывая широкое распространение коррупции в мусульманском мире, время действия панацеи пока не наступило.

Ислам, по мнению теоретиков, представляет собой альтернативу другим вариантам политико-экономического развития: капитализму и коммунизму. Действительно, ислам объединяет принцип перераспределения и рыночную экономику. Десятилетия потратили оба лагеря, пытаясь завоевать верноподданнические чувства мусульман в сражениях на фронтах «холодной войны», после чего Советский Союз рухнул, а мировая капиталистическая система усиленно борется за выживание. Сторонники исламской системы предполагают, что причиной бедности мусульманских стран является принципиальная несовместимость западной экономической теории и практики и ценностей мусульманской культуры. Возможно, теперь пришло время сделать выбор в пользу другого пути.

Практика: за и против

Наиболее ощутимые плоды исламской экономической мысли – банки – предпочитают не торопиться с амбициозными заявлениями. Характер выступлений их представителей мало отличается от привычного поведения банкиров: их речи оптимистичны, практичны, пестрят жаргонными словечками – арабскими терминами вперемешку с международной финансовой лексикой. «Приправляя» коммерческие сделки цитатами из Корана, они как бы заручаются поддержкой высшей силы. Духовные лица выполняют функции советников, убеждающих свою паству очистить сбережения от «интереса». «Не является ли «ислам» своего рода брендом, предназначенным для товаров, поступающих на мусульманский нишевой рынок», - таким вопросом задается автор Билл Маурер.

Если это так, то брендинг имеет свои последствия. «При совершенно определенных вариантах инвестирования и недостаточной диверсификации, которыми приходится довольствоваться» исламским инвесторам, они тоже «платят свою цену, можно в этом не сомневаться», говорит Сэмьюэл Хайс. В широком смысле, сделки с разделением рисков означают медленный рост и, потенциально, индивидуальные инвесторы лишены той безопасности, которую обеспечивают краткосрочные вложения. В Иордании центральный банк не торопится выдавать лицензии многим из новых исламских финансовых учреждений, опасаясь, что они могут внести элемент нестабильности в начавшую расцветать финансовую отрасль, при этом уже существующие банки пока не имеют надежной репутации. Из-за подобных случаев, многие наблюдатели сомневаются, что исламские финансы смогут предложить что-то большее, чем «религиозное» вложение средств. Однако, по словам директора по международному маркетингу исламского подразделения HSBC Мохаммада Исмаэля, все может измениться. Он утверждает, что более половины клиентов его банка на азиатском рынке это китайцы-немусульмане. «Они пришли к нам не из религиозных соображений», говорит он, «а потому что мы имеем отличный финансовый продукт. Это и только это является причиной их выбора».

Впрочем, в процессе рыночной конкуренции исламские банки могут утратить некоторые принципы, на которых они основаны. Первоначальная надежда теоретиков на удовлетворение этических предпочтений клиентов не смогла реализоваться в банковской практике. Билл Маурер, занимавшийся изучением исламских банков в Юго-Восточной Азии и США, утверждает, что их финансовые учреждения не слишком отличаются от других банков, несмотря на некоторые видимые признаки набожности, такие как молельные залы и консервативная одежда. Работать в таком банке вовсе не означает попасть в монастырь. «По большей части, это все та же монотонность и скука, что и в других банках».

Среди тех западных экспертов, кто следит за развитием исламских финансов, выходец из Турции Тимур Куран наиболее скептичен. «Пытаясь внедрить исламские экономические принципы», пишет он в своей книге «Ислам и Маммона», и банкиры и власти неизбежно «признают нереальность задачи». Тогда как ранние эксперименты зависели от честного партнерства и разделения рисков, при заключении подавляющего большинства сегодняшних исламских сделок используются инструменты, отличающиеся от традиционных банковских продуктов лишь названием. Так, один из самых популярных и давно используемых инструментов «мурабаха» предполагает покупку банком товара для клиента, который, в свою очередь выкупает его у банка, выплачивая тому вознаграждение, которое подозрительно похоже на обычную процентную ставку. Исламские ученые соглашаются с допустимостью такой сделки, если банк владеет товаром хотя бы тысячную долю секунды. Пусть это безгрешно в глазах Бога, однако в экономическом смысле – никакой разницы. Куран и другие эксперты также указывают, что в средневековье, когда законы шариата для торговли еще разрабатывались, не было учреждений, хоть сколько-нибудь напоминающих современные банки. Не существовало правовых норм, позволяющих таким учреждениям пережить отдельных владельцев, что сегодня совершенно необходимо для банка любого масштаба.

Творческий подход

Несмотря на определенные конкурентные недостатки исламского сектора, а подчас и сомнения в его приверженности своим собственным идеалам, специалисты считают, что у исламских финансов есть чему поучиться, и нынешний кризис является для этого хорошим толчком. «Возможно, с помощью исламского банкинга, можно будет добиться более безопасных способов субстандартного кредитования населения, делая риски более прозрачными и обеспечивая большую диверсификацию рисков», говорит Куран. С помощью утопических теорий или без, ограничения, вносимые интерпретациями древних религиозных законов, заставляют искать новые способы ведения бизнеса. Клиентская база исламских банков, находящаяся в рамках религиозных обязательств, обуславливает то, что отрасль находится в стороне от конкурентной борьбы и ее логических результатов, неизбежных для учреждений, представляющих традиционное финансовое русло.

Маурер сомневается, что муфтии когда-нибудь будут заседать в Федеральном Резервном Управлении, однако «традиционные финансы придут к вещам, которые во многом могут напоминать принципы исламского банкинга, уже освоенные на практике». «Сторонники исламских финансов воспримут это как триумф своих убеждений, даже если сходство будет случайным».

Возможно, действительно пришло время обратиться к муфтиям. По крайней мере, в США религиозные лидеры и политики положились в решении самых важных этических проблем общества на мудрость реальных рыночных отношений. Мировой экономический коллапс прошлого года доказал, что развитие рынка идет своим чередом, не отвечая за наши интересы. Волны паники, прокатившиеся по мировым рынкам, еще раз доказали, что мы не были к ним готовы. Сегодня пришло время попытаться «залатать дыры» с помощью альтернатив, присмотревшись к моделям, существующим за рамками традиционной экономики. Исключительные обстоятельства обеспечили возможности, которые не могли бы эволюционировать в нормальных условиях. Присмотревшись ближе к исламской экономической мысли, мы сможем также открыть двери в загадочный «диалог цивилизаций», о котором так часто говорят, и так редко практикуют.

«Разумеется, настает черед задать вопрос об этических границах финансовой системы», говорит профессор политологии университета Тафтса Ибрахим Варде. Можно по-разному говорить об экономике с точки зрения добра и зла, однако исламский взгляд имеет важное отличие. «В этом случае, принципы «этического» финансирования, о которых так много говорят, уже институциализированы». При этом исламский банкинг достаточно конкурентоспособен, чтобы выжить, и доступен для изучения. «Главное здесь не перегнуть палку», напоминает Варде.

Натан Шнайдер (Nathan Schneider)

1234567  6 / 2 гол.

Свежие новости

RAND Corporation предлагает сдаться

вчера в 14:15

Когда и, главное, кто наведёт порядок на планете?

25 января в 09:01

Почему весь мир должен молиться за победу России

23 января в 08:53

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Закрыть
Сумрачный Дневной А А А
Закрыть
Комментировать

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь:

Стандартно


Через социальную сеть


О проекте

О проекте
  • Лента

    RAND Corporation предлагает сдаться

    Александр Дубровский
    вчера в 14:15

    С.С.Прокофьев "Вставайте, люди русские!" Поёт вся страна!

    Наша культура
    26 января в 23:17

    Когда и, главное, кто наведёт порядок на планете?

    Александр Дубровский
    25 января в 09:01

    О Победе

    Андрей Девятов
    23 января в 10:58

    Почему весь мир должен молиться за победу России

    Александр Дубровский
    23 января в 08:53

    И возговорил Медведчук...

    Александр Севастьянов
    22 января в 13:27

    Россию невозможно завоевать

    Герман Садулаев
    22 января в 09:42

    США ведут массовую переброску танков M1 Abrams и БМП M2 Bradley в Европу

    Александр Дубровский
    19 января в 18:57

    В чём главные различия России и Запада?

    Текущий момент
    15 января в 18:26

    Почему аборигены съели Кука?

    Текущий момент
    15 января в 12:06

    Ещё раз по поводу распада СССР

    Прошедшее
    15 января в 11:58

    Небополитика о главном или как обрести тягу энергии жизни

    Андрей Девятов
    14 января в 18:18

    Открытое письмо руководителю ЧВК "Вагнер" Пригожину Е. В.

    Герман Садулаев
    14 января в 13:01

    Как воевал бы Сталин

    Александр Севастьянов
    13 января в 12:56

    Заветы Ленина и небополитика

    Андрей Девятов
    9 января в 20:15

    О природной самости Ивана-дурака и Василисы Премудрой

    Андрей Девятов
    8 января в 21:41

    Как Запад обеспечил прорыв России в будущее

    Александр Дубровский
    7 января в 13:14

    Свет могучей звезды. Они его боятся.

    Наша культура
    2 января в 10:46

    Памяти Союза ССР

    Андрей Девятов
    30 декабря 2022 в 10:45

    Воевать нельзя мириться

    Александр Дубровский
    29 декабря 2022 в 18:52

    Подводя итоги – 2022

    Александр Севастьянов
    29 декабря 2022 в 13:59

    Зеленский 2022. И тут пришёл Путин

    Александр Дубровский
    27 декабря 2022 в 15:25
  • Последние комментарии

    Открытое письмо руководителю ЧВК "Вагнер" Пригожину Е. В.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    vodjanitsa
    вчера в 23:41 24

    О первоистоках расового нацизма

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    vodjanitsa
    вчера в 23:34 1

    В 2023-м Россия останется без пенсионеров по возрасту

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    вчера в 23:12 26

    RAND Corporation предлагает сдаться

    Смотреть профиль Kam Nwt
    вчера в 22:30 3

    Громко говорить и держать чужую дубину

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Danila
    вчера в 18:33 1

    И возговорил Медведчук...

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Danila
    вчера в 17:39 4

    Убийцы, провокаторы и "равнодушные"

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Крупеников
    вчера в 17:29 21

    Глубинная основа славянства.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Danila
    вчера в 16:08 1

    Евгений Пригожин позвал Игоря Гиркина на фронт командиром (обновлено)

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Павел
    вчера в 10:00 7

    Русским Духом пахнет лишь - Природа!!!

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Danila
    позавчера в 13:04 1

    Если факты противоречат теории, то следует отбросить не факты, а теорию.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    27 января в 22:53 16

    "Панцири" на зданиях Москвы: фейк или нет?

    Смотреть профиль Елизавета Бесстрашникова
    27 января в 14:30 1

    Веселые новости - 49

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    27 января в 07:56 2

    Эстония готовится расстреливать Псков и Ленинград HIMARSами

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    26 января в 22:18 1

    "Раз пошли на дело – я и Рабинович…". Из фольклора одесских гопников

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    26 января в 21:51 4

    4. Ответ М Горького критикам "Несвоевременных мыслей" (1927 г.)​

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    26 января в 18:30 3

    О Победе

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Артем Соболев
    26 января в 02:35 1

    Быть или не быть Русскому миру?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    25 января в 19:29 11

    Вечный зов Русской Идеи

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    25 января в 15:11 11

    "Из переполненной Господним гневом чаши кровь льётся через край", поэтому не бывает атеистов в окопах под огнём

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    25 января в 12:21 3

    "Гибрис-синдром": власть доводит до безумия

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    25 января в 12:14 3

    Вечный зов Русской идеи в конце ХХ века

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Лев
    25 января в 09:21 2

    Трансгендерность как мода и социальный вирус

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    25 января в 00:02 1

    Россию невозможно завоевать

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Артем Соболев
    24 января в 14:22 2

    Риторические вопросы о Боге и божественном начале в людях

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Артем Соболев
    24 января в 14:05 5

    ТИВ. Жизнь в космосе и происхождение человека

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Сергей Сюрсин
    24 января в 12:44 12

    Говорящие на языке Ра.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Сергей Сюрсин
    24 января в 12:43 1

    Россияне - про оборонку: "За 30 тысяч пускай Медведев с Мишустиным на заводе пашут"

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    24 января в 00:22 6

    Евгений Пригожин: ЧВК "Вагнер" – это Русская сила

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Danila
    23 января в 18:34 1
  • Наш золотой фонд

    Михаил КрасовТворческая тусовка
    16 октября 2014 в 00:16
    Андрей ДевятовДух Победы или как не упустить шанс преображения
    6 апреля 2015 в 15:43
    Емельян РазумеевРасходы федерального бюджета на образование и науку не помогут школьному учителю выиграть будущую войну
    21 января 2017 в 23:42
    Дмитрий РозановОбраз будущего России и 6-й технологический уклад
    23 апреля 2017 в 17:32
    Александр СевастьяновБитва за русских продолжается
    6 июля 2017 в 18:59
    Александр ГорбатовКрах государства: счётчик уже включён
    5 октября 2019 в 23:39
    Владимир ФиларетовСпецоперация глазами советского человека
    30 июня 2022 в 21:54
  • Другие материалы раздела

    О боевом опыте классических "полевых войн"
    21 сентября 2022 в 22:11
    Главное, чтобы костюмчик сидел?
    18 августа 2022 в 21:06
    Смысл российско-китайских отношений
    13 июля 2022 в 22:14
    Извлечь уроки из нашего поражения!
    12 февраля 2022 в 20:58
    Планетарная Миссия России сегодня и возможности её претворения в жизнь
    28 сентября 2021 в 17:32
    Русский путь в претворении глобального будущего человечества
    15 ноября 2019 в 13:51
    Сон Разума в реалиях постсоветского российского социума
    7 ноября 2019 в 13:31
  • Читаемое в блогах

    Как правильно оценивать компетенцию Шойгу

    Натали
    649 5 января в 12:10

    Проектирование реальности

    Натали
    597 7 января в 12:57

    "Много нас, нерусских, у России..."

    Натали
    595 10 января в 12:16

    Правдивая ложь

    Сергей Сюрсин
    583 10 января в 14:00

    А прошло-то всего сорок лет…

    Натали
    581 4 января в 13:08

    Стратегия насилия - неизбежное продолжение стратегии лжи

    Натали
    577 13 января в 12:42

    Заройте ваши денежки...(Совет кота Базилио и лисы Алисы)

    Danila
    561 4 января в 20:10

    Да, мы обманули Путина...

    Алеся
    554 31 декабря 2022 в 10:56

    Уроки истории не учит никто. Все считают, что на этот раз будет  иначе. Не будет

    Натали
    552 15 января в 13:17

    О русском языке, невзирая на лица и интересы

    Александр Дубровский
    542 8 января в 10:38

    Любите Родину нашу, мать вашу

    Агафонов
    534 15 января в 14:09

    Университет Южной Калифорнии удалил слово "поле/field" из учебной программы и академических справочников, поскольку оно предположительно имеет "расистский" подтекст

    Натали
    533 14 января в 12:57

    Госдеп хочет возобновить выдачу виз россиянам

    Александр Дубровский
    532 9 января в 13:07
  • На Планете КОБ

понравился сайт? поддержи!

Все полученные средства пойдут только на развитие сайта и поддержку активных его участников
  • Рассылка
  • Календарь
Рассылка Subscribe.Ru
Все новости сайта на вашу почту
 
Подписаться письмом

 

<< Янв 2023 >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
СССР

Информационные партнёры

ВИИЯКА Институт ПРАВДЫ Академия управления развитием ИРКСВ Школа Здравого Смысла
© 2008-2023 Информационно-образовательное сообщество 'Мировоззрение Русской цивилизации'