Навигация
Главная Блоги
  • Вся лента Рекомендации Выбор редакции Читаемое Обсуждаемое Ключи
    • авто армия вероучения война геополитика глобализация государство дипломатия здоровье идеологии искусство история кадры киберпространство кино корпорации космос культура литература любовь матрицы медицина мировоззрение мифы музыка наука и технологии непознанное образование оружие педагогика питание политика порочность преступность прогноз психология пятая колонна семья сервис системное социум союзы спорт статистика творчество техника факты философия финансы эгрегоры экология экономика энергетика язык
НовостиНовостная аналитикаВидеоряд Авторы
  • А.Агафонов С.Алфёров Н.Амрекулов В.Белоусов А.Горбатов А.Девятов Г.Деев А.Дубровский Ю.Забродоцкий А.Митрофанов В.Муниров К.Мямлин М.Красов В.Прутков Е.Разумеев Д.Розанов А.Русантов Г.Садулаев C.Салькенов А.Севастьянов И.Селиф И.Смирнов В.Филаретов
Рубрики
  • Блогерское Дискуссионный клуб Жили-были... За рубежом Литературный уголок Мировоззрение Наша культура Научи хорошему! О разном Прошедшее Сверхновая реальность Текущий момент
Аналитика ВП СССР
  • 1990 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Книги ВП СССР
  • Богословие Государственное управление История Ключи к разумению Матричное управление Наследие А.С.Пушкина От социологии к жизнеречению Педагогика Психология Философия Человечность
Библиотека
  • Труды И.В.Сталина О Сталине и сталинской эпохе Замысел жизнеустройства Прошлое Культурное наследие Мироустройство Народное хозяйство Познай себя Разное
Объединённый проект
  • Все материалы Постановка и организация процесса Определение смыслов и сборка Разборка проектов Отклики и диалоги
Аудиокниги Ключи
  • А.С.Пушкин армия артефакты банки богословие будущее вероучения видео вторая_мировая_война выборы геополитика глобализация государственное_управление демократия_на_марше депрессия дипломатия дискуссия заговор законодательство законы здоровье И.В.Сталин идеологии информационная_безопасность искусство история кадры киберпространство кино ключи_к_разумению корпорации космология космонавтика кризис культура любовь матричное_управление международные_организации мемуары методология мир мировоззрение мифы музыка наркотический_геноцид наука небополитика оборона образование от_социологии_к_жизнеречению партии педагогика Пётр_I питание политика порочность преступность прогноз психология Путин пятая_колонна различение революции Россия село семья соборность социология союзы спорт статистика творчество текущий_момент терроризм технологии третья_мировая_война фантастика философия финансы человечность школа_здравого_смысла шпионаж эгрегоры экология экономика энергетика этнография язык
Регистрация   +    

Стандартно


Через социальную сеть

Вход

Забыли пароль?
О проекте Наш блог Пользовательское Соглашение ЧаВо Контакты
Вконтакте Одноклассники
О справедливом замысле жизнеустройства
Физически невозможно, чтобы истинно религиозное ведение или чистая нравственность существовали в тех классах народа, которые не добывают своего хлеба трудами рук своих. (Джон Рёскин)

Глеб Деев

Об образовании. Самое основное

25 ноября 2014 в 11:52 12208
А А А |
образование педагогика

 Об образовании 

Что мы имеем

Содержание жизни общества зависит от технологий, освоенных и применяемых этим обществом. Технологий в широком смысле этого слова — включая методы, приёмы и стереотипы мыследеятельности.

Большую часть жизни нашей цивилизации технологии менялись очень медленно относительно смены биологических поколений человечества. Это означает, что для того чтобы быть успешным в своей области, человеку было достаточно один раз научиться, освоить набор знаний, составлявших его профессию, и в завершение своей жизни передать этот набор почти в неизменном виде следующему поколению. Образование по большей части было семейным (позже — цеховым). Выстраивалась определённая парадигма образования.

Суть этой парадигмы сводится к следующему. В мире уже есть весь набор знаний, необходимых человеку (для успешной профессиональной деятельности). Человек (ученик) мыслится как «ящик», изначально пустой, который необходимо заполнить необходимой информацией. Задача учителя — сделать процесс заполнения «ящика» наиболее комфортным для обоих. Критерий успешности — умение ученика по запросу безошибочно вытаскивать из «ящика» необходимую информацию. Девиз такой парадигмы: «Сначала всему научись, всё узнай, а потом на основании этой информации сможешь понять, чем будешь заниматься по жизни».

Но развитие научно-технического прогресса привело к тому, что скорость смены поколений технологий стала обгонять скорость смены человеческих поколений. К настоящему моменту технологии меняются в среднем раз в 4-5 лет, то есть, за активную жизнь одного поколения (25 лет) проходит смена 4-5 поколений технологий. Такое положение вещей существует совсем недавно, а значит, парадигма образования пока не претерпела особых изменений. Однако новые информационные условия приводят к некорректной работе прежней парадигмы.
Постоянно увеличивающийся объём информации, которая составляет «первоначальный архив» («сначала выучи всё»), приводит к увеличению образовательной нагрузки. Это выражается и в сроках обучения, и в интенсивности подачи информации, и в количестве предметов. Кроме того, сама такая постановка вопроса приводит к пассивной позиции ученика, что не может не сказываться на его здоровье, как физическом, так и психическом. Эпизодические уроки физкультуры не решают проблем с физическим здоровьем (иначе не было бы специфических «школьных» заболеваний), а новые технологии, применяемые в старой парадигме (и в первую очередь, учителями, психика которых есть самый надёжный оплот старой парадигмы), не решают проблем здоровья психического — ученик по-прежнему вынужден защищаться от системы, которая пичкает его информацией, никак не соотносящейся с реальной жизнью, в которой тот объективно существует.

В результате ограниченные возможности этого «ящика» используются системой для загрузки туда поведенческой информации. Как это выражается в общеобразовательной стратегии США: «Нам легче содержать школы, чем тюрьмы».

Таким образом, мы имеем следующую ситуацию. Объём информации растёт в геометрической прогрессии, всю её освоить невозможно, да и не нужно. Постоянное появление новой информации приводит к необходимости доучиваться (или даже переучиваться), что в прежней парадигме приводит к возникновению проблемы своевременной подготовки педагогов для такого переобучения. Система образования постоянно отстаёт от жизни в части фактологии, что приводит к загрузке учеников невостребованными массивами информации, то есть, к пустой трате времени. Что, в свою очередь, толкает учеников на выстраивание защиты от такой системы образования (а чаще всего, вообще на выстраивание защиты от самого процесса освоения знаний: «Мы это уже проходили, отстаньте от меня!»). Кроме того, пассивная роль ученика в образовательном процессе приводит к его пассивной роли в жизни, что проявляется в родительском отношении к образовательным учреждениям для их детей: детей сдали, и дальше ответственность за их становление перекладывается на учителей (то же происходит и со здоровьем, когда ответственность за собственное здоровье перекладывается на «умных врачей»). 

Чего хотим

Главная задача — формирование у человека навыков самообразования, которые позволят ему самостоятельно добывать необходимую информацию и применять её в избранной профессиональной деятельности. Этот навык тесно связан с навыком «информационной безопасности и резистентности», когда человек может не только правильно фильтровать поступающий гигантский поток информации, но и способен противостоять специально созданным инфорационным вирусам, целью которых всегда является направление энергии человека в неправильное русло (или просто канализация энергии, или направление её на деятельность, необходимую не самому человеку, а создателям вируса). И навык самообразования, и навык информационной безопасности невозможны без самоопределения человека в широком смысле. Здесь под самоопределением следует понимать не только понимание собственного призвания, но и вообще знание себя и владение собой, как на телесном, так и на психическом уровне. Владение собой, способность к самообразованию и нацеленность «вперёд и вверх» (к постоянносму совершенствованию не только себя, но и окружающего мира — эти процессы полностью взаимосвязаны) определяются нравственностью человека. Под нравственностью необходимо понимать совокупность «условных операторов» в психике человека (как в сознательной, так и в бессознательной областях), определяющих, при каких условиях человек совершает или не совершает определённые действия. В основе нравственности лежит скелетная основа, которая и определяет её дальнейшее развитие. Такая скелетная основа нравственности закладывается в дошкольном возрасте, и именно на правильное формирование такой основы и должно быть обращено самое пристальное внимание педагогической науки. Важно подчеркнуть, что гармоничное, наиболее полное развитие личности человека может произойти только при условии максимального соответствия не только законам человеческого общества, но и всего Мироздания вообще. Стремление как можно точнее познать эти законы и приводить свою жизнь в соответствие этим законам и должно быть основным «лейтмотивом» жизни как человека, так и человечества. Только это может гарантировать устойчивое (безопасное) развитие таких систем, как человек и человечество (включая все промежуточные). 

Основные проблемы

Существующая система образования — плоть от плоти объективно существующей культуры, главным системообразующим явлением которой является процесс отчуждения. Культура отчуждает нас от природы, от законов Мироздания, друг от друга и даже от самих себя. Мы все, хотим мы того или не хотим, являемся частью этой культуры и не можем просто взять и отказаться от неё. Так же, как невозможно прямо сейчас взять и отказаться от существующей системы образования. И мгновенно изменить её на другую тоже невозможно. Хотя бы потому, что сама эта новая система пока видится лишь в самых общих чертах. Новая система требует определённого количества людей, которые способны мыслить в рамках этой новой системы, способны выйти за рамки системы существующей. В то же время старая система совершенно естественно пытается сохранить саму себя, и средств для этого у неё пока достаточно. И одно из важнейших средств — это то же отчуждение, когда каждый по-новому мыслящий человек оказывается или в положении изгоя, или в положении «звезды», когда появляется система его имени, никак не связанная с прочими системами и благополучно увядающая после ухода из жизни «звезды» - так остался на книжных полках опыт Макаренко, Сухомлинского и т.д. 

Основные преимущества

Сам естественный ход вещей (смена логики социального поведения, в частности) способствует деградации и разрушению старой системы и «стихийному» появлению людей с новым мировоззрением. Кроме того, наша школа до сих пор держится на уникумах, «учителях от Бога», которые появляются в системе не благодаря, а вопреки ей. Основная задача сейчас — объединить всех этих уникумов на одной площадке, на одной методологической платформе, которая позволит правильно объединить индивидуальный опыт каждого и на основе этой совокупности опытов создать проект преображения той системы, что имеем. 

Некоторые признаки новой системы образования

В первую очередь — это постоянный процесс самообразования среди учителей. Причём, процесс коллективный, когда учителя регулярно вырабатывают новые методы и приёмы и совершенствуют концепцию образования на основе тех реальных жизненных ситуаций, которые происходят в школе. Грубо говоря, это возвращение педсовету его основной функции.

Так же необходимо вернуть изначальные функции родительскому собранию — которое должно быть не формальным мероприятием в духе «отчитались, разошлись», а стать живым и необходимым всем общением, помогающем увидеть по-новому происходящие в данном конкретном классе процессы, выработать правильную политику относительно этих процессов в школе и дома.
Случившаяся информационная революция приводит к появлению в Интернете лекций по всем наукам от самых разных лекторов. Это приводит к смене акцентов в школьном и домашнем этапах образования. Теперь получить необходимую информацию в удобном и понятном для него виде каждый может дома. А вот классное время необходимо тратить на методологическую рамку: на вопросы «зачем?» и «как?». То есть, набирают информацию ученики дома, в свободном режиме, а вот учатся применять эту информацию на практике в рамках специально организованных событий-уроков.
Главенство вопроса самоопределения приводит к формированию индивидуальной траектории обучения, когда каждый ученик сам набирает необходимые ему модули. Это же приводит к невозможности такого документа, как диплом. Вместо него должно быть только CV, в котором отражена вся реальная образовательная и деятельностная траектория человека.
Образование должно быть теснейшим образом связано с конкретными производствами, учреждениями, в которых ученики потом будут работать. Именно производства должны давать заказ на то или иное образование и на те или иные качества, формируемые у учеников. Оставляя право за любым учеником уехать куда угодно в поисках лучшего применения себя, необходимо предоставить ученику возможность реализовать себя в собственном регионе. Естественное условие, когда на работу можно дойти пешком или доехать на велосипеде, является решением вопроса «центростремительной» тяги современной молодёжи.
Классы в таком случае формируются скорее не по возрастному принципу, а по принципу образовательно-профессиональной доминанты. Разновозрастные группы позволяют более полно задействовать и развивать механизмы психологического взаимодействия членов общества.

Главным навыком, которым должны овладеть ученики, является умение находить необходимую информацию — это подразумевает несколько важных этапов: формирование запроса, определение источников и методов добычи информации, проверка истинности информации, проверка адекватности сформированного запроса целям деятельности, реформирование целей деятельности в соответствии с полученной информацией. Это в большей степени неформализуемое живое искусство. Его можно демонстрировать, воодушевляя учеников на подобное отношение к жизни. Одного учителя для этого мало, потому что «в споре рождается истина», то есть, образовательный процесс в классе должен осуществляться двумя учителями, которые вступают друг с другом в содержательную развивающуюся беседу (по крайней мере, до тех пор, пока сами ученики не проникнутся духом такого отношения к проблемам и не смогут задавать вопросы самостоятельно). Наиболее эффективным, наверное, будет наличие одного учителя-куратора группы и множества учителей-прикладников, специалистов в реальных областях практики, которым куратор от имени класса задаёт вопросы, а в последующем модерирует процесс беседы между учениками и учителем-прикладником.
До тех пор, пока жизнь всего общества не будет здоровой, целесообразно процесс образования выносить за рамки нездоровой жизни общества, создавая пансионную форму обучения. Это позволит, с одной стороны, расширить педагогический процесс на всю жизнь ученика, а с другой стороны, ограждать учеников от информационных вирусов, пожирающих их время и ресурсы, ставя их в ситуацию скуки, когда необходимо что-то придумывать, искать применение своим силам и способностям, чтобы скучно не было. И этот процесс должен протекать при кураторстве таких старших, которым ученики действительно доверяют. Иными словами, нужно вернуть первоначальный смысл всей внешкольной работе, чтобы подобные мероприятия (концерты, смотры, фестивали и ярмарки) были организованы «снизу», а не по разнарядке районо или просто по указке учителя, выполняющего учебно-воспитательный план.

Глеб Деев


1234567  5.5 / 4 гол.

Ещё материалы по теме

Умеем ли мы воевать?

9 ноября 2022 в 19:11

Сначала они убили его душу. Сегодня умерло его тело...

11 ноября 2019 в 18:16

Духовное братство национальных университетов Великого Новгорода и Севастополя как нравственный залог державного величия России в реалиях глобального социума

29 октября 2019 в 13:49

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Закрыть
Сумрачный Дневной А А А
Закрыть
Комментировать

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь:

Стандартно


Через социальную сеть


О проекте

О проекте
  • Лента

    Критерии суверенной государственности

    Александр Дубровский
    сегодня в 09:33

    Наш 1941-й ещё впереди

    Герман Садулаев
    31 января в 23:43

    "Всё идет по плану"

    Андрей Девятов
    31 января в 18:47

    "Тугой узел" СВО

    Текущий момент
    30 января в 23:56

    О внешнеполитическом величии

    Наша культура
    30 января в 23:39

    RAND Corporation предлагает сдаться

    Александр Дубровский
    29 января в 14:15

    С.С.Прокофьев "Вставайте, люди русские!" Поёт вся страна!

    Наша культура
    26 января в 23:17

    Когда и, главное, кто наведёт порядок на планете?

    Александр Дубровский
    25 января в 09:01

    О Победе

    Андрей Девятов
    23 января в 10:58

    Почему весь мир должен молиться за победу России

    Александр Дубровский
    23 января в 08:53

    И возговорил Медведчук...

    Александр Севастьянов
    22 января в 13:27

    Россию невозможно завоевать

    Герман Садулаев
    22 января в 09:42

    США ведут массовую переброску танков M1 Abrams и БМП M2 Bradley в Европу

    Александр Дубровский
    19 января в 18:57

    В чём главные различия России и Запада?

    Текущий момент
    15 января в 18:26

    Почему аборигены съели Кука?

    Текущий момент
    15 января в 12:06

    Ещё раз по поводу распада СССР

    Прошедшее
    15 января в 11:58

    Небополитика о главном или как обрести тягу энергии жизни

    Андрей Девятов
    14 января в 18:18

    Открытое письмо руководителю ЧВК "Вагнер" Пригожину Е. В.

    Герман Садулаев
    14 января в 13:01

    Как воевал бы Сталин

    Александр Севастьянов
    13 января в 12:56

    Заветы Ленина и небополитика

    Андрей Девятов
    9 января в 20:15

    О природной самости Ивана-дурака и Василисы Премудрой

    Андрей Девятов
    8 января в 21:41

    Как Запад обеспечил прорыв России в будущее

    Александр Дубровский
    7 января в 13:14
  • Последние комментарии

    Коррупция и национальная идея

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    сегодня в 13:14 2

    Птенцы Путина выросли, скоро будут рулить страной

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    сегодня в 13:10 2

    Вечный зов Русской идеи в середине ХХ века

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    сегодня в 13:04 11

    Тайны веков.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Danila
    сегодня в 12:19 1

    Вариант пути

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Емеля
    вчера в 23:32 1

    Древнейшее население планеты - с Русской равнины.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    вчера в 21:26 5

    Оборонные заводы страны не могут набрать рабочих

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    вчера в 21:11 19

    Закручивание гаек в вопросах дисциплины вызывает страх и ярость на фронте

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Danila
    вчера в 20:49 1

    Как правильно читать новости

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    вчера в 20:05 7

    К новым горизонтам Русской идеи в ХХI веке

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    вчера в 12:42 1

    Врут все! (о том не зная сами)

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    вчера в 12:37 1

    Пишешь фантастику?

    Смотреть профиль Елизавета Бесстрашникова
    позавчера в 12:25 1

    "Мегиддо" переместился в Ханаан

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Danila
    5 февраля в 18:21 1

    Ночь перед рассветом. Что несет нам День грядущий

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Лев
    5 февраля в 09:13 1

    Секрет устойчивости экономики России не найден (видео)

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    4 февраля в 13:21 21

    Решение Германии о поставках танков Украине. Скрытая подоплека

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    4 февраля в 13:16 2

    Как человек талант на толерантность променял

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Сибиряк
    3 февраля в 20:55 4

    Наш 1941-й ещё впереди

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Лев
    3 февраля в 17:27 2

    Сергей_МБ Прославление поводыря нашего – Языка Родного!

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Danila
    3 февраля в 12:26 2

    На неприемлемых условиях. МОК предлагает лишить россиян флага при возврате на соревнования

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2 февраля в 19:47 3

    Евгений Пригожин позвал Игоря Гиркина на фронт командиром (обновлено)

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2 февраля в 19:41 9

    Убийцы, провокаторы и "равнодушные"

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Крупеников
    2 февраля в 18:37 26

    Когда Времён порвали Связь

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Danila
    2 февраля в 10:20 1

    Мы воюем с людоедами.

    Смотреть профиль Елизавета Бесстрашникова
    2 февраля в 10:15 1

    Паразитарная социальная система и её структура

    Смотреть профиль Олег
    1 февраля в 15:46 1

    Паразитарная социальная система и её структура ч.3

    Смотреть профиль Олег
    1 февраля в 15:30 3

    Паразитарная социальная система и её структура ч.5

    Смотреть профиль Олег
    1 февраля в 15:08 1
  • Наш золотой фонд

    Ирил СелифМиф о красоте
    5 марта 2009 в 20:08
    Владимир Филаретов"Нам не страшен свиной грипп" В.В.Филаретов
    15 ноября 2009 в 11:12
    Юрий ЗабродоцкийТрансформа
    10 июня 2011 в 09:06
    Михаил КрасовТворческая тусовка
    16 октября 2014 в 00:16
    Владимир ПрутковИ потом царь вдаст на соборе иная писания
    22 октября 2014 в 23:35
    Султан СалькеновЭмоции – как инструмент формирования объективной реальности
    9 сентября 2015 в 22:02
    Емельян РазумеевДля чего евреев Франции зовут в Израиль
    27 декабря 2016 в 16:25
  • Другие материалы раздела

    Краткое собрание заблуждений
    13 апреля 2015 в 10:39
    Как жить со смертью
    26 ноября 2014 в 12:38
    Оно или Я?
    27 февраля 2013 в 14:47
    Краткая история лабиринта
    18 февраля 2013 в 10:28
    Как решать конфликты
    13 февраля 2013 в 15:57
    От правды не уйти!
    9 февраля 2013 в 10:10
    Лицо другого человека
    5 февраля 2013 в 15:21
  • Читаемое в блогах

    Решение Германии о поставках танков Украине. Скрытая подоплека

    Натали
    746 4 февраля в 09:16

    В 2023-м Россия останется без пенсионеров по возрасту

    Натали
    616 27 января в 09:24

    Россияне - про оборонку: "За 30 тысяч пускай Медведев с Мишустиным на заводе пашут"

    Натали
    603 23 января в 09:53

    "Много нас, нерусских, у России..."

    Натали
    595 10 января в 12:16

    Правдивая ложь

    Сергей Сюрсин
    583 10 января в 14:00

    Стратегия насилия - неизбежное продолжение стратегии лжи

    Натали
    577 13 января в 12:42

    Уроки истории не учит никто. Все считают, что на этот раз будет  иначе. Не будет

    Натали
    553 15 января в 13:17

    Альберт Эйнштейн. Правдивая история одного еврея

    Натали
    535 17 января в 10:22

    Любите Родину нашу, мать вашу

    Агафонов
    535 15 января в 14:09

    Университет Южной Калифорнии удалил слово "поле/field" из учебной программы и академических справочников, поскольку оно предположительно имеет "расистский" подтекст

    Натали
    535 14 января в 12:57

    Евгений Пригожин позвал Игоря Гиркина на фронт командиром (обновлено)

    Емеля
    521 26 января в 14:42

    Война войной, а кушать хочется

    Danila
    515 9 января в 19:41

    Громко говорить и держать чужую дубину

    Переводы со всего света
    510 28 января в 21:15
  • На Планете КОБ

понравился сайт? поддержи!

Все полученные средства пойдут только на развитие сайта и поддержку активных его участников
  • Рассылка
  • Календарь
Рассылка Subscribe.Ru
Все новости сайта на вашу почту
 
Подписаться письмом

 

<< Фев 2023 >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
СССР

Информационные партнёры

ВИИЯКА Институт ПРАВДЫ Академия управления развитием ИРКСВ Школа Здравого Смысла
© 2008-2023 Информационно-образовательное сообщество 'Мировоззрение Русской цивилизации'