Навигация
Главная Блоги
  • Вся лента Рекомендации Выбор редакции Читаемое Обсуждаемое Ключи
    • авто армия вероучения война геополитика глобализация государство дипломатия здоровье идеологии искусство история кадры киберпространство кино корпорации космос культура литература любовь матрицы мировоззрение мифы музыка наука и технологии непознанное образование оружие педагогика питание политика порочность преступность прогноз психология пятая колонна семья сервис системное социум союзы спорт статистика творчество техника факты философия финансы эгрегоры экология экономика энергетика язык
НовостиНовостная аналитикаВидеоряд Авторы
  • А.Агафонов С.Алфёров Н.Амрекулов В.Белоусов А.Горбатов А.Девятов Г.Деев Ю.Забродоцкий А.Митрофанов В.Муниров К.Мямлин М.Красов В.Прутков Е.Разумеев Д.Розанов А.Русантов Г.Садулаев C.Салькенов А.Севастьянов И.Селиф И.Смирнов В.Филаретов
Рубрики
  • Блогерское Дискуссионный клуб Жили-были... За рубежом Литературный уголок Мировоззрение Наша культура Научи хорошему! О разном Прошедшее Сверхновая реальность Текущий момент
Аналитика ВП СССР
  • 1990 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Книги ВП СССР
  • Богословие Государственное управление История Ключи к разумению Матричное управление Наследие А.С.Пушкина От социологии к жизнеречению Педагогика Психология Философия Человечность
Библиотека
  • Труды И.В.Сталина О Сталине и сталинской эпохе Замысел жизнеустройства Прошлое Культурное наследие Мироустройство Народное хозяйство Познай себя Разное
Объединённый проект
  • Все материалы Постановка и организация процесса Определение смыслов и сборка Разборка проектов Отклики и диалоги
Медиа
  • Зазнобин В.М. Ефимов В.А. Аудио-передачи и аудиокниги
Ключи
  • А.С.Пушкин артефакты банки богословие будущее вероучения видео вторая мировая война выборы геополитика глобализация государственное управление демократия на марше депрессия дипломатия дискуссия заговор законодательство законы здоровье И.В.Сталин идеологии информационная безопасность искусство история кадры киберпространство кино ключи к разумению корпорации космология космонавтика кризис культура любовь матричное управление международные организации мемуары методология мир мировоззрение мифы музыка наркотический геноцид наука небополитика оборона образование от социологии к жизнеречению партии педагогика Пётр I питание политика порочность преступность прогноз психология Путин пятая колонна различение революции Россия село семья соборность социология союзы спорт статистика творчество текущий момент терроризм технологии третья мировая война фантастика философия финансы человечность школа здравого смысла шпионаж эгрегоры экология экономика энергетика этнография язык
Регистрация   +    
Стандартно

Через социальную сеть

Вход

Забыли пароль?
О проекте Наш блог Пользовательское Соглашение ЧаВо Контакты
Вконтакте Одноклассники Facebook Youtube
О справедливом замысле жизнеустройства
Люди большею частью так относятся к своим удовольствиям, что огорчаются, если теряют их. Но прав только тот человек, который умеет радоваться и, вместе с тем, не огорчаться, когда проходит причина его радости. (Блез Паскаль)

Сверхновая реальность

Проекты во сне и наяву

2012-12-26 12:46 11913
А А А |
наука технологии экономика государственное управление культура кадры кризис

На стройках будущего вот-вот могут закончиться инженеры

В дискуссиях о высоких технологиях, инновационных прорывах я, наверное, выгляжу законченным наукократом. Хотя бы потому, что считаю – сами по себе технологии не прибавляют человеку знаний. Технологии знания воплощают. Поэтому, если нам хочется что-то новое сделать в инженерии, нужно прежде что-то новое познать. И уже это знание, соответствующее критериям истины, применять к решению практических задач.

Существует формула: миссия науки – превращение денег в знания, а миссия бизнеса – превращение знаний в деньги. Многие проблемы запуска механизма инновационного развития связаны, по моему мнению, с чрезмерной концентрацией внимания на коммерческом применении новых знаний. Но производство знаний, их превращение в технологии и организация коммерческого применения составляют целостный триединый комплекс. Отсутствие или умаление значимости любого из названных элементов влечет нарушение работоспособности инновационного механизма. Такая простая и очевидная логика отражает один из главных критериев российского, а затем и советского образования, которые были заложены еще с созданием Императорского московского технического училища, в ХХ веке известного как МВТУ. Сейчас это Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана.

Когда-то у нас учился мир

А начиналось все с открытия в XVIII веке Императорского воспитательного дома, в оде о котором Михаил Ломоносов так обозначил будущие цели: «И чтоб из тяжкого для общества числа воздвигнуть с нравами похвальны ремесла».

«Ремесла» стали воздвигаться так активно, что система инженерного образования принесла училищу такую мировую известность, что на Всемирной выставке в Вене в 1873 году была удостоена Большой золотой медали и стала называться русской.

Еще через три года, когда в Филадельфии проходила следующая Всемирная выставка, за эту систему с благодарностью к ее российским создателям ухватились американцы. Именно она легла в основу концепции теперь так знаменитого сегодня Массачусетского технологического института – законодателя мод в инженерном образовании. Джон Рункль – тогдашний президент МТИ в восторге написал директору училища В.К.Делла-Восу: «За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования... В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться».

Русская система базировалась на нескольких простых, но чрезвычайно важных принципах. Первый – фундаментальное образование как основа инженерных знаний. Второй – соединение образования с обучением инженерному делу. Третий – практическое применение знаний и инженерных навыков в решении актуальных задач общества.

Все кажется очень простым и очевидным. Но здесь важно понять разницу между образованием и обучением, между знаниями и навыками. Так вот сегодня мы повсеместно и вдохновенно пытаемся обучать навыкам без должного базового образования.

Перекос в эту сторону представляет собой отход от основополагающих принципов Бауманки и Массачусетского технологического института, что начинает парадоксальным образом негативно сказываться сегодня именно на американской системе образования.

Не все знают, а если знают, то не очень обращают внимания на кардинальные реформы, к которым порядка трех лет назад приступила администрация Б.Обамы. Ущербность увлечения специализацией и коммерциализацией привела к опусканию США на уровень третьей десятки стран по качеству подготовки выпускников школ и вузов.

Провал в образовании при несомненном научно-техническом лидерстве США имеет свои объяснения. Америка долго и весьма успешно пользовалась чужим «интеллектуальным сырьем», привлекая к себе лучшие умы со всех концов света и успешно превращая их знания в технологии и деньги. Но такая выгодная стратегия закономерно привела к отставанию собственного интеллектуального капитала. Ответом на этот вызов и стала существенная переориентация образования в сторону фундаментальных знаний.

Вторым парадоксом является наше поведение в нынешней ситуации. Теперь уже мы, основоположники собственной всемирно признанной инженерной школы, рьяно пытаемся перенести в Россию систему образования, в которой сами американцы активно исправляют перекосы специализации.

Много надежд чиновниками от образования возлагается на вхождение России в так называемый болонский процесс – единое образовательное пространство континента. Решение этой задачи, безусловно, имеет актуальное значение в условиях глобализации. Переход на единые образовательные стандарты и взаимное признание дипломов и квалификаций обладает существенной практической полезностью для их обладателей.

Проблема в том, что и в европейских странах нарастает критика болонской системы, так как утилизация образовательного процесса приводит к снижению уровня общей подготовки выпускников вузов, их умения ставить и решать сложные системные задачи, чем всегда отличалась русская инженерная школа. Это требует согласования формализмов болонского процесса с необходимостью укрепления универсальных основ образования.

«Буран» как наглядное пособие

Конечно, основная причина утраты отечественной инженерной традиции связана не столько с некритическим переносом в Россию зарубежных практик, сколько со сменой социально-экономического строя.

В Советском Союзе триада знания–технологии–практика существовала в своеобразной форме. Заказчиком и потребителем научно-технической продукции было государство. То, что сегодня связывается с коммерциализацией и продвижением продукции к потребителю, в советский период осуществлялось в рамках отношений научно-промышленного комплекса с государственными заказчиками и планирующими органами. Требования к научно-промышленному комплексу предъявлялись не агентами стихийного рынка, а вполне определенным заказчиком, выступавшим как самостоятельный потребитель продукции и своеобразный представитель массового потребителя.

Никто не спорит о необходимости формирования системы коммуникаций высокотехнологичных предприятий с рынком и развития их внешних компетенций. Это дело маркетологов, коммуникаторов и других акторов рынка. Однако для научно-инженерного корпуса принципиально важны не механизмы формирования спроса, а технические требования и экономические ограничения, предъявляемые к их продукции.

Предпринятые в годы реформ попытки превратить блестящих инженеров в посредственных маркетологов или заменить их «продвинутыми менеджерами широкого профиля со знанием английского» не привели к рыночным взлетам в сфере высоких технологий. Зато отечественную инженерную школу подрубили под корень.

Что в сухом остатке? Спрос на высокотехнологичную продукцию в больших объемах наконец появился в форме государственного оборонного заказа. А возможности его качественного исполнения уже под большим вопросом. Подготовленные специалисты и талантливые изобретатели, безусловно, есть. Но приказали долго жить инженерные школы. Преодоление таких разрушительных последствий, как показывает опыт Германии, не всегда приводит к восстановлению утраченного. Вливанием денег и проведением помпезных мероприятий менеджерами «по инновациям» проблема не решается.

Научные и инженерные школы существуют в творческом диалоге учитель– ученик. Ни спецкурсами дополнительного обучения, ни технологиями интернет-образования невозможно заменить духовную связь между учителем и учеником. В процессе их сотворчества происходит не только и не столько обмен информацией, сколько передача глубоко личностного опыта миропонимания и стиля мышления, привитие навыков практического применения теоретических знаний.

Облик научных и инженерных школ составляет изоморфизм базовых основ, на которых формируется коллектив специалистов разных профилей, способный к системной постановке и решению сложных научно-технических задач. А сегодня мы имеем набор разрозненных специалистов с утраченным системным качеством.

Поясню свою мысль на конкретном примере. В 2011 году на авиасалоне МАКС в Жуковском демонстрировался макет крылатого космического корабля «Буран». Известно, что в 1993 году программа «Буран-Энергия» была закрыта. Все, что от нее осталось, – пять полноразмерных макетов, находящихся у разных владельцев, в том числе и иностранных.

«Буран» как изделие скорее всего пополнит список российских инженерных чудес, которые поражали воображение иностранцев, но никогда не были использованы: Царь-пушка, Царь-колокол и Ту-144. Поэтому речь идет не о возврате к этой программе, а о той сумме уникальных идей, знаний и технологий, которые в ней сконцентрированы.

Что здесь ценного? В романе Д.Гранина «Иду на грозу» мне запомнился диалог двух персонажей. На вопрос о том, знает ли коллега историю науки и техники, был дан утвердительный ответ. В чем задающий вопрос усомнился и уточнил, что обычно запоминаются только успехи науки, а идеи при своем зарождении гораздо богаче реализованных возможностей.

Обращение к истории разработки сложных технических систем сулит переоткрытие оригинальных научных идей, которые в свое время не были востребованы по сугубо утилитарным причинам. Я веду речь к тому, что еще остаются патриархи инженерных школ, способных выполнить роль Учителя и обеспечить преемственность поколений. К сожалению, их сегодня можно на пальцах пересчитать. Поэтому нужно спешить с оформлением личного опыта и творческих озарений уходящего поколения творцов в знания, которые нужно сделать доступными для обучения инженерного корпуса.

К сожалению, подготовке инженерных кадров сильно вредит отсутствие системности в общей стратегии образования и подготовке специалистов. На эти шараханья сильно влияют и средства массовой информации, особенно телевидение, задающие моду на профессии, которые при всем уважении все-таки не являются локомотивами прогресса. «Эффективные менеджеры», энергичные пиарщики, небедные продюсеры, красавцы-модельеры и гении-дизайнеры, наконец, полицейские и воры – все они становятся героями телесериалов, кинофильмов и образцами для подражания куда чаще создателей научно-технических достижений. Этот перекос, конечно же, сказывается на престиже производственных профессий.

Знания не заменяют компетенции, а компетенции – знания

Что такое сегодня современный инженер? Выпускник, только что окончивший вуз? Драматизм нынешней ситуации заключается в том, что срок жизни прикладных инженерных знаний стал короче срока обучения в вузе. А получение инженерного диплома не гарантирует сегодня пожизненного профессионального статуса. В этих условиях изменяется соотношение вузовского образования и послевузовского обучения.

Представляется, что вуз должен концентрироваться именно на образовании, на фундаментальном знании. Успехи русского инженерного дела были заложены фундаментальными научными школами в технических вузах, где первыми кафедрами были кафедры высшей математики, общей механики, физики, теории машин и механизмов и т.п. Впечатляющие достижения отечественной авиации базировались на школе, которая зародилась в недрах авиационного Расчетно-испытательного бюро, организованного в 1916 году Н.Е.Жуковским и В.П.Ветчинкиным. Технические возможности расчетов с того времени изменились, но теоретическая основа сохранилась. Не случайно поэтому, что специалисты с фундаментальной подготовкой в области аэродинамики и расчета на прочность активно привлекаются сегодня к работам по созданию новых самолетов фирмой «Боинг».

Безусловно, необходима и специализация, овладение навыками применения современных технологий. Так, владение современными информационными технологиями управления производством и жизненным циклом высокотехнологичной продукции является сегодня необходимым требованием к компетенции современного инженера. Сегодня инженерные решения, выполненные не в цифровом формате, вообще не воспринимаются мировым рынком. А у нас с этим большая проблема. Необходимо, безусловно, и овладение навыками маркетинга и менеджмента в сфере высоких технологий.

Но обучение быстро меняющимся компетенциям вряд ли возможно и целесообразно в форматах вузовских программ. Необходимую послевузовскую подготовку целесообразно организовывать путем установления прямых контактов предприятий научно-промышленного комплекса с создателями и поставщиками новых технологий. Перспективным представляется и создание центров компетенций с функциями послевузовской подготовки в рамках таких новых институтов развития, как фонд «Сколково». Но еще раз повторяю: без фундаментальных знаний у человека будет набор компетенций, а не комплекс пониманий, способов мышления и навыков того, что называется высокой инженерной культурой. Техническими новинками нужно овладевать «здесь и сейчас». А образование – нечто другое. Кажется, у уже упомянутого Д.Гранина есть точная формула: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто».

Там, где бухгалтер главнее академика

Общей тенденцией в реформировании научно-технической сферы выступает приоритет экономических соображений. Экономическую эффективность в этой сфере, безусловно, необходимо повышать. Однако крен в эту сторону уже дает большие издержки. Современный предприниматель мыслит категориями коротких циклов, в то время научно-технические успехи возможны только на основе долговременных стратегий.

США – страна с классической рыночной экономикой. Сегодня она занимает лидирующие позиции в космических технологиях. Но ведь первые космические проекты частного бизнеса появились только в последние годы, хотя эта отрасль в течение 50 лет развивалась за счет государственных усилий. Вряд ли космос был бы под силу бизнесу, а инвестиции в эту сферу не смогли бы обеспечить извлечение прибыли. Но сегодня на основе созданной инфраструктуры и доведенных до уровня экономической эффективности технологий возникла возможность быстрого возврата прежних вложений путем коммерциализации.

Теперь о самом главном. Научно-техническое развитие определяется качеством интеллектуально-творческого потенциала. В этой системе координат талант должен иметь приоритетное значение по отношению к эффективному менеджеру, успехи которого оцениваются снижением рисков и экономией финансов. При создании новых институтов развития у нас предпринята попытка дополнить инженерную компетенцию экономической и юридической компетенцией.

Такой комплекс компетенций успешно применяется в технологически развитых странах. Многие организационные документы готовились на базе их опыта. Но по факту оказывается, что слова у создаваемой песни вроде бы те, а вот музыка – не та. Сегодня наблюдается безоговорочное доминирование финансистов и юристов в формирующихся институтах развития. Я знакомился с зарубежным опытом, сам в свое время посещал в США центр глобального технологического лидерства под названием DARPA. Там финансовая и юридическая дисциплина весьма высока, но там финансисты и юристы выступают в роли заботливых помощников талантов, а не его оценщиков и администраторов. Об этом же самом мне рассказывали и российские участники инновационных проектов этой структуры.

При складывающейся асимметрии в отношениях создателей инновационной продукции и администраторов стал возможен такой парадокс. Так, при создании одного из институтов развития на роль администраторов претендовали около 2 тыс. человек, в то время как поток проектных предложений составил примерно 500 заявок.

Расширение объема экономики, основанной на знаниях, приводит к обострению кадровой проблемы. Возможность стран конкурировать в научно-технической сфере затрудняется из-за недостаточного количества специалистов, способных понимать передовые технологии и творить инновации. Даже американские научные центры заявляют сегодня о катастрофическом недостатке в ученых новой формации, связанных с науками, технологиями, инженерией и математикой (STEM – science, technology, engineering, math). А государство видит в этом угрозу национальной безопасности. Поиск «правильных людей» с нужными талантами и способностями становится все более сложным, приобретает глобальный характер и выливается в охоту за головами по всему миру.

У нас также предпринимаются меры по привлечению к инновационной деятельности перспективных команд. Однако эти процессы носят пассивный характер: приходите к нам, пройдите наши экспертизы, убедите финансистов в коммерческой привлекательности вашего проекта. При таком подходе у талантливых соискателей-одиночек не очень много шансов преодолеть эти процедуры.

При создании фонда «Сколково» академик Владимир Захаров, преподающий в США и работающий в ФИАНе, имел намерение использовать возможности фонда для поддержки двух своих талантливых иногородних аспирантов. А его рекомендация дорогого стоит, гораздо дороже решений грантовых комитетов. Однако сложившиеся правила и процедуры не позволяют реализовать эту идею. Мы не осуществляем охоту за головами даже в собственной стране в отличие от США, которые ведут ее по всему миру.

Поиском талантливых людей нужно заниматься активно, а не ожидать заявок на коммерчески выгодный и при этом нерискованный проект. Глобальные охотники за головами отбирают таланты по оригинальным публикациям, ярким выступлениям на семинарах и т.п. Так что интеллектуальные сливки снимаются еще до стадии их готовности к созданию проектных команд.

И еще о технологиях формирования инновационных прорывов. Она – в системе приоритетов. Так в знаменитом американском агентстве DARPA существует ряд принципов. Первый гласит: риск потерять талантливого человека и перспективную идею выше, чем риск потерять деньги. Принцип второй – приоритетной поддержкой пользуется идея, которая оппонирует традиционным подходам. Принцип третий – под новые идеи и проекты формируются новые команды и структуры.

У нас, к сожалению, все наоборот. При финансовых рисках проекты обречены. При оппонировании сложившимся научным направлениям шансы пройти экспертизу близки к нулю. А вес вывесок научных учреждений и регалий у нас превышает признаки таланта и перспективности научной идеи.

Современные методы организации научной деятельности в развитых странах и механизмы стимулирования ее инновационной активности составляют, на мой взгляд, то ценное, что мы должны перенимать. Но не переносить в страну те издержки, которые возникли из-за чрезмерного увлечения утилизацией и коммерциализацией науки. 

Нам надо, чтобы модернизация России перестала быть заклинанием или лозунгом сверху, а стала бы жгучей потребностью снизу. Только из массовой активности творческих людей и возможно любое восхождение.

Владимир Арсентьевич Рубанов - член Экспертной коллегии фонда "Сколково",
действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса
ng.ru

1234567  6.38 / 13 гол.

Ещё материалы по теме

Закон Гласса — Стиголла просто и доступно

2013-07-06 09:56

"Глобальная пирамида Мавроди"

2014-12-19 09:29

Финансовый фронт. НБС против ФРС

2014-12-21 20:24

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Закрыть
Сумрачный Дневной А А А
Закрыть
Комментировать

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь:

Стандартно


Через социальную сеть



Чтобы быть в курсе последних новостей нашего сайта, а также помочь в доведении данной информации до других людей:
Вступайте в группы в Вконтакте: https://vk.com/razumeiru
и в Одноклассниках: https://ok.ru/razumei
Подписывайтесь на каналы в YouTube: http://www.youtube.com/user/razumeiru
и в Facebook: https://www.facebook.com/razumeiru
и "Русский Мiр, Путин и глобальная политика"
А также, пожалуйста, знакомьте своих друзей с данной информацией. Благодарим Вас за сотрудничество!
  • Лента

    Список Делягина

    Александр Севастьянов
    позавчера 08:38

    Пора занимать вершины

    Андрей Девятов
    2021-01-17 22:40

    Встречая год Белого Быка

    Андрей Девятов
    2021-01-14 22:39

    Игра предтеч "Великая перезагрузка" кон 2021-2024

    Андрей Девятов
    2021-01-07 09:52

    Подводя итоги-2020

    Александр Севастьянов
    2021-01-05 15:34

    Научно-методологическое обеспечение социального управления и наша жизнь

    Аналитика ВП СССР за 2020 год
    2020-12-31 10:46

    Немыслимое

    Андрей Девятов
    2020-12-31 09:47

    Русский народ в правовом поле современной России

    Александр Севастьянов
    2020-12-24 22:33

    Замысел проекта

    Андрей Девятов
    2020-12-15 15:04

    О нашей победе

    Андрей Девятов
    2020-12-13 17:01

    "Большая игра" Кон 2021-2024

    Андрей Девятов
    2020-12-06 13:45

    Времена и сроки

    Андрей Девятов
    2020-12-03 11:58

    Горбачев. Зачем понадобился?

    О разном
    2020-12-01 20:28

    От добрососедства к братству и согласию

    Андрей Девятов
    2020-11-25 18:19

    Арцах-Абхазия

    Дискуссия
    2020-11-23 22:22

    Проблемы климата

    Андрей Девятов
    2020-11-21 12:05

    Процесс пошёл

    Андрей Девятов
    2020-11-17 23:34

    Академик Владислав Кучма — дистанционное образование вредно для детей

    Наша культура
    2020-11-13 09:07

    Красавица война

    Андрей Девятов
    2020-11-11 09:09

    Куда ведут мир президентские выборы в США-2020

    Андрей Девятов
    2020-11-06 09:32

    Конституция или маскарад?

    Емельян Разумеев
    2020-11-04 14:07

    COVID-19: Правда врачей, а не чиновников

    Текущий момент
    2020-11-01 18:56
  • Последние комментарии

    Подводя итоги-2020

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Баранов
    вчера 22:47 35

    Пора занимать вершины

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Баранов
    вчера 22:42 1

    Научно-методологическое обеспечение социального управления и наша жизнь

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Баранов
    вчера 22:37 1

    Путин невыносим...

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Павел
    вчера 19:01 1

    Куда же гонят пастухи обезумевшее от страха человеческое стадо?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    вчера 14:10 18

    Ковидный занавес: на Запад может быть запрещен въезд всем тем людям, которые не смогут доказать, что они вакцинировались "правильным" препаратом.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    вчера 12:50 5

    Вакцинорынки – новая "нефть" для новой "элиты": это ваши тела и души, это ваше здоровье, ваши данные, ваша безопасность.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    вчера 12:48 4

    Невролог: маски COVID-19 – это преступление против человечности и жестокое обращение с детьми

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    вчера 08:47 6

    Игорь ГУНДАРОВ: Планету Земля накрыло облако страха

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    вчера 08:17 8

    Белорусская оппозиция: Наконец-то изложили, зачем по улицам бродили...

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    вчера 08:00 15

    COVID-19: Так вы отказываетесь принимать участие в массовом психозе?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    позавчера 15:28 10

    COVID-ЛИКБЕЗ: Так вы отказываетесь принимать участие в массовом психозе? часть 2

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    позавчера 15:18 12

    О сравнении уровней жизни России и Запада с учётом различия структуры расходов домохозяйств.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Ш
    позавчера 11:09 4

    Psi-Technology. "Эмоциональное выгорание"

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    позавчера 08:21 2

    Сюрприз N 3: где был Навальный?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-01-18 23:23 1

    Игорь Дмитриев: Все, что вы хотели знать о covid-19, но власти вам не скажут никогда

    Смотреть профиль
    Kam Nwt
    2021-01-18 19:34 13

    Головная боль напряжения - бич современного общества. Дыхательная гимнастика от головной боли

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-01-18 19:15 4

    Россия и "младшие братья". Рационализм против "многовекторности"

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-01-18 13:15 2

    Русский народ в правовом поле современной России

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Лев
    2021-01-17 20:26 4

    Стоило ли напугать народы смертью от вируса так, что люди стали умирать от страха, так и не заболев ковидом?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Артем Соболев
    2021-01-17 18:37 11

    Встречая год Белого Быка

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Артем Соболев
    2021-01-17 18:19 1

    Масочники и Анти-масочники, Covid-диссиденты и Covid-адепты: Как чиновники-бизнесмены вас "разделяют и властвуют"

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-01-17 14:11 7

    Понятие интернет-вампиризма и его признаки

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Светлана
    2021-01-17 13:20 1

    Из жизни слов

    Смотреть профиль
    Николай
    2021-01-17 12:23 1

    США: хроника ошибок, уголовщины и предательства

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Лев
    2021-01-17 10:20 7

    Moderna призналась: мы не вакцинируем людей, мы их "чипируем"

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    2021-01-16 23:44 2

    Moderna: мы не вакцинируем людей, мы их "чипируем". Часть 2

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Артем Соболев
    2021-01-16 23:08 3

    Убить CОVID-19 за 5 минут?..Однако..

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-01-16 19:27 3

    Все лекарства, основанные на химии – неестественны и отключают процесс самоисцеления организма.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-01-16 18:50 4

    А почему бы и не расставить точки над ковидом?

    Смотреть профиль
    FMalik
    2021-01-16 11:32 1

    Как укронацисты дважды аннексировали Крым

    Смотреть профиль
    IVANSIDOR
    2021-01-15 10:05 1

    Игорь Гундаров; Дайте врачам возможность быть врачами!

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-01-15 02:47 6

    Таинство жизни… Таинство Царства

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Ш
    2021-01-14 11:50 4
  • Наш золотой фонд

    Андрей ДевятовКитай на пороге глобальных перемен
    2020-03-04 14:15
    Кирилл МямлинТайная формула российской идентичности внушает американским стратегам ужас
    2012-03-23 11:52
    Александр ГорбатовМировой корабль ведут на рифы
    2014-06-20 21:00
    Валерий МунировБеспрецедентные шансы и вызовы ШОС
    2013-09-12 20:15
    Емельян РазумеевПослание Федеральному Собранию, часть 2: от оглашений к раскрытию умолчаний
    2016-12-03 14:51
    Игорь СмирновНаивные мы люди!
    2013-06-29 08:47
    Владимир ФиларетовЗимнее оздоровление с минимальными затратами
    2014-01-15 00:36
  • Другие материалы раздела

    Новое слово в ветроэнергетике
    2013-01-20 14:46
    Информационное поле Земли
    2013-01-18 10:32
    Национальная инновационная система: с чего начинать?
    2011-01-07 13:11
    Семь медведевских модернизационных ударов возродят Россию!
    2010-03-22 22:36
    >Все мы немного маугли: как сделать людей не только разумными, но и мыслящими?
    2010-01-29 11:00
    >Водородный "Кувейт" на Русской равнине
    2009-11-25 13:15
    К стратегии образовательной реформы
    2009-09-27 08:42
  • Читаемое в блогах

    Невролог: маски COVID-19 – это преступление против человечности и жестокое обращение с детьми

    Василий Лычковский
    1087 2020-11-25 08:21

    Игорь Дмитриев: Все, что вы хотели знать о covid-19, но власти вам не скажут никогда

    Василий Лычковский
    744 2020-12-11 11:38

    Moderna призналась: мы не вакцинируем людей, мы их "чипируем"

    Александр Дубровский
    734 2021-01-05 18:49

    Игорь Гундаров: госпожа Попова, вы чего устроили тот хаос, который творится в стране?

    Василий Лычковский
    666 2020-12-09 12:06

    Игорь Гундаров; Дайте врачам возможность быть врачами!

    Василий Лычковский
    587 2020-12-24 09:41

    Масочники и Анти-масочники, Covid-диссиденты и Covid-адепты: Как чиновники-бизнесмены вас "разделяют и властвуют"

    Василий Лычковский
    505 2020-12-03 10:30

    Мой профилактический антивирусный (Anti-COVIDный) протокол, выпуск первый

    Василий Лычковский
    408 2020-12-01 13:45

    Трамп исчерпал мирные средства. Гражданская война?

    Александр Дубровский
    406 2020-12-12 23:25

    Чубайс - человек с криминальным будущим

    Натали
    392 2020-12-05 09:25

    Карантин COVID-19: террористы из ВОЗ - наглядный эксперимент, как маски разрушают здоровье людей

    Василий Лычковский
    392 2020-11-30 09:16

    Универсальное средство нейтрализации негативных последствий ношения масок (стрессов, страхов, панических атак и т.д.)

    Василий Лычковский
    384 2020-11-27 08:36

    COVID-19 может оказаться заболеванием сосудов, и это всё объяснит. (а вот тут возможны варианты..)

    Василий Лычковский
    376 2020-12-18 18:44

    "О, чудный новый мир!" К вопросу о возможной победе "финансистов"

    Натали
    364 2020-12-12 12:02
  • На Планете КОБ

  • Рассылка
  • Календарь
Рассылка Subscribe.Ru
Все новости сайта на вашу почту
 
Подписаться письмом

 

<< Янв 2021 >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги на Разумей.ру

Информационные партнёры

ВИИЯКА Институт ПРАВДЫ Академия управления развитием ИРКСВ Школа Здравого Смысла
© 2008-2021 Информационно-образовательное сообщество 'Мировоззрение Русской цивилизации'