Навигация
Главная Блоги
  • Вся лента Рекомендации Выбор редакции Читаемое Обсуждаемое Ключи
    • авто армия вероучения война геополитика глобализация государство дипломатия здоровье идеологии искусство история кадры киберпространство кино корпорации космос культура литература любовь матрицы мировоззрение мифы музыка наука и технологии непознанное образование оружие педагогика питание политика порочность преступность прогноз психология пятая колонна семья сервис системное социум союзы спорт статистика творчество техника факты философия финансы эгрегоры экология экономика энергетика язык
НовостиНовостная аналитикаВидеоряд Авторы
  • А.Агафонов С.Алфёров Н.Амрекулов В.Белоусов А.Горбатов А.Девятов Г.Деев Ю.Забродоцкий А.Митрофанов В.Муниров К.Мямлин М.Красов В.Прутков Е.Разумеев Д.Розанов А.Русантов Г.Садулаев C.Салькенов А.Севастьянов И.Селиф И.Смирнов В.Филаретов
Рубрики
  • Блогерское Дискуссионный клуб Жили-были... За рубежом Литературный уголок Мировоззрение Наша культура Научи хорошему! О разном Прошедшее Сверхновая реальность Текущий момент
Аналитика ВП СССР
  • 1990 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Книги ВП СССР
  • Богословие Государственное управление История Ключи к разумению Матричное управление Наследие А.С.Пушкина От социологии к жизнеречению Педагогика Психология Философия Человечность
Библиотека
  • Труды И.В.Сталина О Сталине и сталинской эпохе Замысел жизнеустройства Прошлое Культурное наследие Мироустройство Народное хозяйство Познай себя Разное
Объединённый проект
  • Все материалы Постановка и организация процесса Определение смыслов и сборка Разборка проектов Отклики и диалоги
Медиа
  • Зазнобин В.М. Ефимов В.А. Аудио-передачи и аудиокниги
Ключи
  • А.С.Пушкин артефакты банки богословие будущее вероучения видео вторая мировая война выборы геополитика глобализация государственное управление демократия на марше депрессия дипломатия дискуссия заговор законодательство законы здоровье И.В.Сталин идеологии информационная безопасность искусство история кадры киберпространство кино ключи к разумению корпорации космология космонавтика кризис культура любовь матричное управление международные организации мемуары методология мир мировоззрение мифы музыка наркотический геноцид наука небополитика оборона образование от социологии к жизнеречению партии педагогика Пётр I питание политика порочность преступность прогноз психология Путин пятая колонна различение революции Россия село семья соборность социология союзы спорт статистика творчество текущий момент терроризм технологии третья мировая война фантастика философия финансы человечность школа здравого смысла шпионаж эгрегоры экология экономика энергетика этнография язык
Регистрация   +    

Стандартно


Через социальную сеть

Вход

Забыли пароль?
О проекте Наш блог Пользовательское Соглашение ЧаВо Контакты
Вконтакте Одноклассники Facebook Youtube
О справедливом замысле жизнеустройства
Не имеющий разумения найдет его; не думающий о нем совершит его дело. (Конфуций)

Ф. И. Тютчев как христианский поэт и мыслитель

Светлана
2021-01-22 11:04 180 4.8
вероучения культура литература язык | А А А |

Только правда, чистая правда и беззаветное следование своему незапятнанному инстинкту пробивается до здоровой сердцевины, которую книжный разум и общение с неправдой как бы спрятали в грязные лохмотья. Следует определять, какой час дня мы переживаем в христианстве. Но если еще не наступила ночь, то мы узрим прекрасные и великие вещи.

Ф.И. Тютчев

О ВЕЩАЯ ДУША МОЯ!

В сборник вошли: философская лирика и политические стихотворения писателя; а также его историософская публицистика. Тютчев принадлежит к наиболее глубоким представителям отечественной культуры, которых волновала в первую очередь «тайна человека» (Достоевский), как бы не видимые на поверхности текущего существования, но непреложные законы и основополагающие смыслы бытия как отдельной жизни, так и всей истории. Тютчев исповедует, что без веры в Бога невозможно нормальное развитие, гармоничный ум и подлинная жизнеспособность личности, общества, государства. Целый ряд стихотворений Тютчева содержит элементы молитвы. Издание обращено к широкому кругу читателей.

Тютчев принадлежит к наиболее глубоким пред­ставителям отечественной культуры, которых вол­новала в первую очередь (разумеется, каждого из них на свой лад и в особой форме) «тайна человека» (Достоевский), как бы не видимые на поверхности текущего существования, но непреложные законы и основополагающие смыслы бытия как отдельной жизни, так и всей истории. Такие писатели при­стальнее, нежели «актуальные», «политические» и т.п. литераторы, всматривались в злободневные проблемы, но оценивали их не с точки зрения абсолютизированных модных идей или «прогрес­сивных» изменений, а как очередную историческую форму неизменных первоначал жизни, уходящих за пределы обозреваемого мира.

Мировоззрение и творчество Тютчева изначаль­но окрашено «вопросами» (название переведенного в молодости стихотворения Гейне «Fragen») «...что значит человек? Откуда он, куда идет, и кто живет под звездным сводом?» Взлеты и падения человеческого духа, «какое-то таинственное осязание беско­нечности, какое смутное чуяние беспредельности» (К.С. Аксаков), самое главное и роковое противо­стояние двух основополагающих метафизических принципов антропоцентрического своеволия и Богопослушания — эти и подобные им вопросы составляют скрытый мировоззренческий фун­дамент натурфилософской и любовной лирики, историософских и политических раздумий поэта. В резко альтернативной форме, так сказать, по-достоевски (или-или) Тютчев ставит самый суще­ственный для его сознания вопрос: или примат «божественного» и «сверхъестественного» — или нигилистическое торжество «человеческого» и «природного». Третьего, как говорится, не дано.

Речь в данном случае идет о жесткой противопо­ставленности и внутренней антагонистичности как бы двух сценариев развития жизни и мысли, чело­века и человечества, теоцентрического и антропо­центрического понимания бытия и истории. Поэт был глубоко убежден, что между самовластием человеческой воли и законом Христа невозможна никакая сделка. Это убеждение постоянно укреп­лялось его собственным личным опытом, изуче­нием прошлого, современных событий и гряду­щих перспектив, проницательным исследованием непримиримых сил в душе эмансипированного человека. «Человеческая природа, подчеркивал он незадолго до смерти, — вне известных верований, преданная на добычу внешней действительности, может быть только одним: судорогою бешенства, которой роковой исход — только разрушение. Это последнее слово Иуды, который, предавши Христа, основательно рассудил, что ему остается лишь одно: удавиться. Вот кризис, чрез который обще­ство должно пройти, прежде чем доберется до кри­зиса возрождения...». О том, насколько владела сознанием поэта и варьировалась мысль о судоро­гах существования и иудиной участи отрекшегося от Бога и полагающегося на собственные силы че­ловека, можно судить по его словам в передаче А.В. Плетневой: «между Христом и бешенством нет середины».

По Тютчеву, без веры в Бога невозможно нор­мальное развитие, гармоничный ум и подлинная жизнеспособность личности, общества, государст­ва, ибо именно в ней удовлетворяется глубинная, более или менее осознанная, потребность человека в обретении не теряемого со смертью смысла жиз­ни, естественно укрепляются духовные начала и утверждается высшая нравственная норма бытия.

В свете вечности, безусловных ценностей и неко­лебимой разумности и обретается человеческое в человеке, который тогда не довольствуется собст­венной греховной природой и стремится к ее пре­ображению.

Забывая Бога, человек утрачивает высшую нравственную норму бытия, истинную свободу, те­ряет способность постоянного различения добра и зла и становится «бешеным», ибо безысходно блуждает в поисках иллюзорного бессмертия и подлинно разумного оправдания жизни. Место Бога и высшего смысла занимают смерть и ниги­лизм, а личность предает самое себя, лишается бес­конечного содержания, опустошается в безуспеш­ном «вавилонском» строительстве и обманчивой погоне за «счастьем», умножая семена бытийной досады и усиливая гедонистические «судороги» ур­вать все от кратковременной жизни, что прорыва­ется и дает о себе знать в «гуманистических», «на­учных», «прагматических» и иных ответах на вопросы «что делать?» или «кто виноват?».

Уже в самых ранних его стихах тема изначаль­ной двойственности человеческого бытия заявлена вполне отчетливо:

Всесилен я и вместе слаб,
Властитель я и вместе раб...
(«Всесилен я и вместе слаб...»)

В стихотворении «Проблеск» лирический герой поэта чувствует в своих жилах «небо», а в сердце радость, верит «верою живою», устремляется с земного круга «душой к бессмертному», но тут же встречает непреодолимый откат:

Мы в небе скоро устаем,
— И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем.

Поэт пишет о непостижимом законе неистощи­мого водомета «смертной мысли»:

Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо — роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

(«Фонтан»)

Душа «жаждет горних», животворных вершин, где ступает «небесных ангелов нога». Она хотела бы вырваться из «густого слоя» жизни, оттолкнуть «все удушливо-земное». Однако жизнь охватывает ее «тусклой, неподвижной тенью» и обрекает на постоянное «заключение».

Духовная и познавательная беспомощность чело­века перед лицом начал и концов его существования и «ужасающей загадки смерти», неразрешимость са­мых главных вопросов (вспомним упомянутое выше стихотворения «Вопросы»), его угнетающая зате­рянность во вселенной — подобный настрой лично­сти, освобожденной от социальных одежд и услов­ных иерархий, нередко овладевает поэтом и его лирическим героем. Бесконечность, ничто, пропасть, бездна — эти понятия и образы составляют глубин­ный метафизический контекст тютчевской поэзии, в котором на какое-то мгновение появляется, «плавает» и исчезает «точка», «атом», «тень» челове­ческой жизни.

Небесный сюд, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,
— И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены

(«Как океан объемлет шар земной...»)

О «двух беспредельностях», которые своевольно играют человеком, о его «подвешенном» положе­нии между вечностью и ничто, о «случайности» его существования «на краю» узко земного и вселен­ского бытия речь заходит во многих стихотворени­ях Тютчева. Причем подчеркивается удручающая несоизмеримость конечного индивида с бесконеч­ным миром, непреодолимая чуждость «мыслящего тростника» безбрежной, «равнодушной» и «молча­ливой» природе. В «бездомной» коперниканской вселенной, в «осиротелом мире» мы «покинуты на нас самих», вынуждены в «борьбе с природой це­лой» лишь слушать глухие стенания времени «сре­ди всемирного молчанья», наблюдать, как «бледне­ет в сумрачной дали», истощается на «краю земли» вместе с «нашим веком и друзьями» бледный при­зрак человеческой жизни.

Разрешения трагедии человеческого существо­вания поэт нередко искал в одухотворенной и са­модостаточной природе, в пантеистическом миро­восприятии. Хрупкости человеческой жизни, скоротечным мигам «счастья», безумию «роковых страстей», мукам раздвоенной «сиротской» души, бесследно исчезающему индивидуальном бытию он противопоставляет органически цельную, неиз­менную, вечно обновляющуюся, плодородную стихию природы:

Чудный день!
Пройдут века
— Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное

(«В небе тают облака...»)

Выступая как символ и образ вечности, природа манит поэта своей всеобщностью, в «животворном океане» которой растворяется бесплодно неугомон­ное Я как «игра и жертва жизни частной». Он при­знает, что природа не «слепок» и не «бездушный лик», в ней есть «язык», действующий «как открове­ние», проникающий в душу сквозь ипохондрию и освещающий ее. Стремясь погрузить свое узко огра­ниченное Я в безбрежный океан мировой жизни, поэт хотел бы выйти из-под власти времени и прост­ранства, смешаться с «миром дремлющим», залить тоску «мглой самозабвенья», обрести покой, говоря словами Е.А. Боратынского, в «златом безмыслии природы», избавиться от мук раздвоенного сознания и самосознания («дай вкусить уничтоженья»), К мотивам этой своеобразной природной нирваны до­бавляется у Тютчева мотив особого пристрастия к «матери-Земле», повышенного естественного жиз­нелюбия, «подсолнуховой» тяги к солнцу.

Однако иллюзорность подобной гармонии быс­тро дает о себе знать, и в апогее пантеистического слияния с природой («все во мне и я во всем») ли­рический герой Тютчева испытывает «час тоски невыразимой». Оказывается, что и в природе нет светлого единства и «никакой загадки», что в ми­ровом космическом строе шевелится хаос, что в дне сокрыта ночь, а в избытке жизни таится все та же смерть. Тютчев обнаруживает, что в пределах са­модостаточного натурализма, пантеистического мировоззрения, одухотворения природы невоз­можно преображение «темного корня» бытия и об­ретение не теряемого со смертью высшего смысла жизни. И поэт вынужден констатировать, что нет ничего более противоположного, нежели Панте­изм и Христианство, которое есть единственно ре­альный выход как из иллюзорного обожествления природы, так и из радикального зла.

Человек, предоставленный самому себе и при­роде, не способен выйти из дурной бесконечности смены сезонов, «дня и ночи», растительно-живот­ного цикла, «прибоя» и «отбоя» житейских волн, из глубиннейших коренных противоречий расколо­того и раздробленного мира, не находя ни в чем твердой точки опоры. Но бездонная глубина и принципиальная неустранимость этих противоре­чий ни социальными переустройствами, ни фило­софскими доктринами свидетельствуют о наличии стоящей за ними тайны, без которой нет никакого смысла в человеческом существовании. Но именно об этом свидетельствует и Священное Писание, примиряя и снимая противоречия человеческой природы, объясняя основания нищеты и величия существования людей в своем догмате о первород­ном грехе. Не одна природная, а две разные силы действуют в человеке, ибо не может быть стольких противоречий в простом однородном существе: все доброе в нем является отголоском невинного со­стояния и благодати, а все злое — следствием греха и отпадения. Тютчев пишет о первородном грехе как о «тайне, объясняющей все и необъяснимой ничем» и истолковывает всевозможные иллюзии «своеволия», «самовластия», «апофеоза» человече­ского Я в истории как заблуждения, «укорененные в первородной испорченности человека». Он также приходит к убеждению, что в душе есть силы, кото­рые «не от нее самой исходят» и без которых невоз­можно преодоление раздирающих ее антиномий «двойного бытия», преображение «темного корня» человеческого существования.

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?

(«Не знаю я, коснется ль благодать...»)

Целый ряд стихотворений Тютчева содержит эле­менты молитвы. Он взыскует «священной просто­ты» Евангельского слова и напрямую обращается к Богу. «Спаси их, Господи, спаси», взывает поэт о сте­нающих пловцах на разбитом и затерявшемся в гус­той мгле корабле, экипаж которого охвачен «ужасом диким». Здесь налицо своеобразная обобщающая символика, относящаяся как к отдельному человеку, так и к Европе, России, всему современному челове­честву и его вождям. Подобная же символика содер­жится и в другом стихотворении:

Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой,
Как бедный нищий мимо саду
Бредет по знойной мостовой

(«Пошли, Господь, свою отраду...»)

И хотя Тютчев ощущает мощное давление пози­тивистского опыта и природных рамок преходяще­го бытия, он жаждет и надеется, что «есть мир луч­ший, мир духовный», что «есть нескудеющая сила, есть и нетленная краса». И не Весна, а Иисус Хрис­тос дает реальный духовный покой «страдальчес­кой груди», которую волнуют «страсти роковые». Поэтому душа поэта готова «как Мария, к ногам Христа навек прильнуть». И при посылке дочери Анне Нового Завета он советует, когда «рассвирепе­ет жизни зло», всей душой припадать к Евангелию. И пустоту, что гложет ум и ноет в сердцах современ­ных людей, может уврачевать лишь «риза чистая Христа». Здесь будет уместно вспомнить вывод Тютчева, что «нужно склонить колена перед Безу­мием креста или все отрицать».

Во многих стихотворениях налицо по-разному проявляемое стремление поэта выйти из границ природного существования, когда человек смутно сознает себя «лишь грезою природы», чья всепогло­щающая бездна пожирает ее детей вместе с их «подвигом бесполезным». Один из шагов на этом пу­ти — отказ от абсурдной идеи автономной природы, признание Творца всего видимого и невидимого, Бога-Вседержителя. Не допускать существования Бога, подчеркивал Пушкин, значит быть еще аб­сурднее тех народов, которые полагают, что мир стоит на носороге. Как бы вслед за Пушкиным Тют­чев пишет:

Он милосердный, всемогущий,
Он греющий Своим лучом
И пышный цвет на воздухе цветущий
И чистый перл на дне морском!..

(«Когда на то нет Божьего согласья...»)

С новой позиции обожествлению природы про­тивопоставляются ее зависимость от Творца все­ленной, который своим «Всемогущим призывом» отделяет свет от тьмы. Природа оказывается не са­мосущим, а сотворенным бытием. И пантеистиче­ское слияние с природой, порождавшее в своем апогее неожиданную тоску, сменяется восприяти­ем ее торжества в одном из «весенних» стихотворе­ний как «Бога животворный глас». В повседневной же жизни поэт обнаруживает знаки незнакомого и волшебного края, иного мира:

Мы видим: с голубого своду
Нездешним светом веет нам,
Другую видим природу,
И без заката, без восходу

Другое солнце светит там...

(«ЕЛ. Анненковой»)

Тютчев был убежден, что и история управляется Божественным Промыслом, а не является слепым саморазвитием автономных и сталкивающихся че­ловеческих воль. В соответствии с этой логикой ис­тинное призвание человека должно заключаться в том, чтобы идти к «таинственной мете», постичь «правду Бога» и исполнять Его волю, обрести выс­шее сознание «путей небесных». Отсюда первенство в историософии поэта идеи Всемирной Божествен­ной Монархии (а не вообще Империи или секуляр-ного государства, как утверждает подавляющее большинство исследователей).

В мысли Тютчева истинная жизнеспособность подлинной христианской державы заключается не в сугубой державности и материальной силе (хотя они безусловно необходимы в своей вспомогательной и подчиненной роли), а в чистоте и последовательно­сти ее христианства. Понимание же христианства поэтом противоположно «гуманизирующим» пред­ставлениям и предполагает собирание сокровищ на небе, а не на земле. С его точки зрения, перенесе­ние внимания с «сокровищ на небе», на «сокрови­ща на земле» склоняет историю на путь гибельного антропоцентризма с его разнообразными иллюзия­ми и злоупотреблениями. Богоотступничество, са-моначалие и самочиние сами в себе несут наказа­ние, рано или поздно, всем ходом истории и внутренней логикой событий «свершается заслу­женная кара за тяжкий грех, тысячелетний грех...». По заключению Тютчева, именно «самовластие человеческого Я» изнутри подрывало само христи­анское начало в католицизме, который разорвал с православным преданием Вселенской Церкви и поглотил ее в «римском Я», отождествившем соб­ственные интересы с задачами самого христианст­ва и устраивавшем «Царство Христово как царство мира сего». Он различает в католичестве собствен­но христианскую и папистскую стороны, наблюдая в ходе истории возобладание и господство послед­ней над первой: «в среде католичества есть два на­чала, из которых, в данную минуту, одно задушило другое: христианское и папское <...> с папством раз навсегда, основываясь на тысячелетнем и трех­сотлетнем опыте, нет никакой возможности ни для сделки, ни для мира, ни даже для перемирия...».

Как видим, данный вывод есть частное прояв­ление более общего умозаключения, что между за­коном Христа и человеческим своеволием не мо­жет быть никакой сделки. Результаты подобных сделок, по наблюдению Тютчева, всегда оказыва­ются одинаковыми: порочные начала человечес­кой природы одерживают верх, а религия приспо­сабливается к политике для увеличения силы и мощи в делах мира сего, что не могло не вести к превращению церкви в политическое учреждение, в государство в государстве со всеми вытекающими последствиями. «Именно это устройство, прикре­пив Церковь к земным интересам, и предопреде­лило ее, так сказать, смертные судьбы. Воплотив божественный элемент в немощном и бренном те­ле, оно привило ему все болезни и похоти плоти». Отсюда остается только один шаг до того, что Пушкин называл «низостями папизма».

По мнению Тютчева, искажение христианского принципа в «римском устройстве», отрицание «Божественного» в Церкви во имя «слишком челове­ческого» в жизни и послужило связующим звеном между католицизмом и протестантизмом. Высту­пая против «конфискаций», «захватов», злоупо­треблений и извращений христианства в католи­цизме, протестантизм вместе с водой выплескивал и ребенка, отказывался от обретений живого цер­ковного опыта, исторического предания, соборно­го разума, большинства таинств и т.п. и опирался на еще более зыбкую почву отдельного человечес­кого Я (каждый становился для самого себя непо­грешимым папой), произвольного разумения, ог­раниченного индивидуального рассудка, что как бы освящало своеволие и эгоцентризм, создавало условия для произрастания «антихристианского рационализма» и революционных принципов. В стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье...» поэт говорит о драме «высокого ученья» в протес­тантизме, голый и пустой храм которого как бы символизирует переход от распадающейся веры к господству атеистического сознания. Несмотря на внешнее противоборство индивидуалистического и «римского Я», поэт обнаруживает у них общий корень в разных проявлениях не только отделения «Божественного» от «человеческого», но и раство­рения первого во втором.

«Апофеоз» современной цивилизации — отделя­ющаяся от Бога личность с ее вне— или антихристи­анскими (в их логическом завершении) принципа­ми. Именно в длительном и ступенчатом отрицании сверхлично-божественного начала бытия (Католи­цизм — Протестантизм — Революция) Тютчев видел суть европейской истории Нового времени. Анало­гичны выводы Достоевского: «Все несчастье Евро­пы, все, все без всяких исключений, произошло от­того, что с Римскою церковью потеряли Христа, а потом решили, что и без Христа "обойдутся"».

Эта связь исторического процесса с воплоще­нием в нем или невоплощением (или искаженным воплощением) христианских начал, а соответст­венно и с преображением или непреображением «первородного греха», «темной основы», «исклю­чительного эгоизма» человеческой природы за­ключает глубинное смысловое содержание фило-софско-публицистического наследия Тютчева. По его мнению, качество христианской жизни и ре­альное состояние человеческих душ являются кри­терием восходящего или нисходящего своеобразия той или иной исторической стадии. Чтобы уяснить возможный исход составляющей сокровенный смысл истории борьбы между силами добра и зла, «следует определять, какой час дня мы переживаем в христианстве. Но если еще не наступила ночь, то мы узрим прекрасные и великие вещи».

«Божественного» от «человеческого», но и раство­рения первого во втором.

«Апофеоз» современной цивилизации — отделя­ющаяся от Бога личность с ее вне— или антихристи­анскими (в их логическом завершении) принципа­ми. Именно в длительном и ступенчатом отрицании сверхлично-божественного начала бытия (Католи­цизм — Протестантизм — Революция) Тютчев видел суть европейской истории Нового времени. Анало­гичны выводы Достоевского: «Все несчастье Евро­пы, все, все без всяких исключений, произошло от­того, что с Римскою церковью потеряли Христа, а потом решили, что и без Христа "обойдутся"».

Эта связь исторического процесса с воплоще­нием в нем или невоплощением (или искаженным воплощением) христианских начал, а соответст­венно и с преображением или непреображением «первородного греха», «темной основы», «исклю­чительного эгоизма» человеческой природы за­ключает глубинное смысловое содержание фило-софско-публицистического наследия Тютчева. По его мнению, качество христианской жизни и ре­альное состояние человеческих душ являются кри­терием восходящего или нисходящего своеобразия той или иной исторической стадии. Чтобы уяснить возможный исход составляющей сокровенный смысл истории борьбы между силами добра и зла, «следует определять, какой час дня мы переживаем в христианстве. Но если еще не наступила ночь, то мы узрим прекрасные и великие вещи».

Между тем в самой атмосфере общественного развития, при господстве нарождавшегося капита­листического и социалистического панэкономизма в идеологии, а также грубых материальных интере­сов и псевдоимперских притязаний отдельных госу­дарств в политике поэт обнаруживал «нечто ужаса­ющее новое», «призвание к низости», воздвигнутое «против Христа мнимыми христианскими общест­вами». В год смерти он недоумевает, почему мысля­щие люди «недовольно вообще поражены апока­липсическими признаками приближающихся времен. Мы все без исключения идем навстречу будущего, столь же от нас сокрытого, как и внутрен­ность луны или всякой другой планеты. Этот таин­ственный мир может быть целый мир ужаса, в кото­ром мы вдруг очутимся, даже и не приметив нашего перехода». Не преображение, а, напротив, все боль­шее доминирование (хитрое, скрытое и лицемер­ное) ведущих сил «темной основы нашей природы» и служило для него основанием для столь мрачных пророчеств. Поэт обнаруживает, что в «настроении сердца» современного человека «преобладающим аккордом является принцип личности, доведенный до какого-то болезненного неистовства». И такое положение вещей, когда гордыня ума становится «первейшим революционным чувством», имеет в его логике давнюю предысторию. Он рассматривает «самовластие человеческого Я» в предельно широ­ком и глубоком контексте как богоотступничество, развитие и утверждение антично-возрожденческого принципа «человек есть мера всех вещей».

Тютчев раскрывает в истории фатальный про­цесс дехристианизации личности и общества, пара­доксы самовозвышения эмансипированного чело­века, все более теряющего в своей «разумности» и «цивилизованности» душу и дух и становящегося рабом низших свойств собственной природы. Ком­ментируя «длинную» и как бы скрытую от «укоро­ченного» взгляда мысль Тютчева, И.С. Аксаков пи­шет: «Отвергнув бытие Истины вне себя, вне конечного и земного, — сотворив себе кумиром свой собственный разум, человек не остановился на по­лудороге, но увлекаемый роковой последовательно­стью отрицания, с лихорадочным жаром спешит разбить и этот новосозданный кумир — спешит, от­ринув в человеке душу, обоготворить в человеке плоть и поработиться плоти. С каким-то ликовани­ем ярости, совлекши с себя образ Божий, совлекает он с себя и человеческий образ, возревновав живот­ному, стремится уподобить свою судьбу судьбе обо­готворившего себя Навуходоносора: "сердце его от человек изменится, и сердце зверино дастся ему... и от человек отженут его, и со зверьми дивиими житие его"... Овеществление духа, безграничное господст­во материи везде и всюду, торжество грубой силы, возвращение к временам варварства, — вот к чему, к ужасу самих Европейцев, торопится на всех па­рах Запад, — и вот на что Русское сознание, в лице Тютчева, не переставало, в течение 30 лет, указывать Европейскому обществу».

Согласно воззрениям Тютчева, без органической связи человека с Богом историческое движение ес­тественно деградирует из-за гибельной ослабленно-сти христианского фундамента в человеке и общест­ве, самовластной игры интересов отдельных государств и личностей, соперничающих идеологий и борющихся группировок, господства материаль­но-эгоистических начал над духовно-нравственны­ми. Именно в таком господстве поэт видел принци­пиальную причину непрочности и недолговечности древних языческих цивилизаций: их внешняя мощь и кажущаяся нерушимость скрывали подспудное гниение и грядущий распад. Подобную же участь он предрекает в будущем, например, и «вавилонскому столпу немецкого единства» или «французского бесчинства республиканскому хитрому строю». Тютчев обнаруживает безысходную драму и внут­реннюю тупиковость современной истории в том, что духовная борьба в ней разворачивается уже не между добром и злом, а между различными моди­фикациями зла, между «развращенным христианст­вом» и «антихристианским рационализмом».

В поэзии и публицистике Тютчева своеобраз­ным камертоном становится понятие «Божией правды», которое противопоставляется им «науке фарисейской» и «двойной правде», в сетях которой неизбежно запутывается предоставленный самому себе человек. В гуманистической казуистике на са­мом деле господствует безобразная смесь «бессиль­ной правды, дерзкой лжи». Более того, «все бого­хульные умы, все богомерзкие народы со дна воздвиглись царства тьмы во имя света и свободы!»

И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала!..

Тем не менее поэт убежден, что нельзя сразить «правду Божью», созидавшуюся предками с благо­датной помощью «надежды, веры и любви», и что «эта вера в правду Бога уж в нашей не умрет груди». Бесчисленным же фарисеям от религии и политики «не простится правдой Бога» их лицемерная пози­ция двойных стандартов, и «Божьей правды пра­ведная кара» рано или поздно свершается, несмот­ря ни на какие хитроумные уловки, трезвые расчеты или закулисные игры. Потому так много­численны и настойчивы призывы Тютчева не со­блазняться растущими из чужеродных традиций идеями и «оправдаться перед Богом». Он был убеж­денным противником каких-либо заимствований с Запада, перенесения на русскую почву евро­пейских учреждений и институтов как чуждых для России и на историческом опыте доказавших свою несостоятельность. По его мнению, Россия «самим фактом своего существования отрицает будущее Запада», а потому для правильной ориентации в историческом процессе необходимо было «только остаться там, где нас поставила судьба. Но таково роковое стечение обстоятельств, вот уже несколько поколений отягощающих наши умы, что вместо со­хранения у нашей мысли относительно Европы ес­тественно данной ей точки опоры мы волей-нево­лей привязали ее, так сказать, к хвосту Запада ».

В представлении Тютчева «более христианское» Православие, в отличие от западного христианст­ва, в меньшей степени испытывало воздействие предшествующей языческой и секуляризирую­щейся истории и является основанием «другой мысли, другой формулы» (А.С. Пушкин), служит главным принципом духовного единства и естест­венного своеобразия России. Первостепенное зна­чение придавалось им православной вере и преда­нию как тому «духу», который органично оживляет «тело» славянской стихии и христианской держа­вы. Такое «избирательное сродство» и соподчине­ние в сочетании с особенностями исторического развития и создавало не подвластную прагматиче­скому рассудку «задушевность» и «смиренную кра­соту» жертвенного самоотречения и сердечного бескорыстия, которые сам он различал в русском народе. Именно на этой основе поэт противопос­тавлял «Старый Свет» Западной Европы «Новому Свету» Европы Восточной, рассматривавшейся им как «целый мир, единый в своем начале, взаимо­связанный в своих частях, живущий своей собст­венной, органической, самобытной жизнью».

С другой стороны, он оценивал Россию, способ­ную объединить славянские народы и хранящую по мере сил полноту и чистоту Православия, как пря­мую наследницу Византийской империи в строи­тельстве греко-славянской православной державы. «Россия гораздо более православная, чем славян­ская. Именно как православная, она заключает в се­бе и хранит Империю <...> Империя же никогда не прекращала своего существования. Она только пере­ходила из рук в руки <...> 4 империи: Ассирия, Пер­сия, Македония, Рим. С Константина начинается 5-я и окончательная Империя, христианская Импе­рия». В логике поэта, подлинность, «законность» и «окончательность» унаследованной Россией Вос­точной Империи заключается в ясном осознании и практическом воплощении «менее искаженных» (в сравнении с католичеством и протестантизмом) начал христианства в Православии, в разрыве с язы­ческими принципами, ослаблявшими и приводив­шими к гибели предшествующие основные импе­рии. Православие является опять-таки «духом», а государство «телом» истинной христианской держа­вы, и лишь при сохранении надлежащей иерархии и соподчиненности между «духом» и «телом» можно говорить о «Святой Руси» как прямой наследнице «венца и скиптра» Византии. Таким образом, первое начало в триаде Православие — Славянство — Дер­жава является своеобразной закваской и солью, Душой и Духом, без которых два других подверже­ны, как всякое языческое образование, влияниям распада и не могут входить в состав «окончательной» Империи.

В представлении Тютчева Россия оставалась в 19 веке практически единственной страной, кото­рая пыталась еще жить «с Богом», сохранить выс­шую божественную легитимность верховной власти в самодержавии и духовные традиции византий­ского христианства, не растерять свою самобыт­ность восточной державы, опирающейся на рели­гиозно-нравственный фундамент Православия. По его мнению, государственное будущее и мировое призвание России зависят именно от действенного сохранения и полноты осознания православной основы ее исторического бытия, над которой ие­рархически соразмерно «надстраиваются» полити­ческие, юридические и иные легитимности. Поэт пишет, что, по Божественному Промыслу, Восточ­ная Церковь настолько соединилась с особеннос­тями государственного строя и внутренней жизнью общества, что стала высшим выражением духа на­ции, «синонимом России», «священным именем Империи», «нашим прошедшим, настоящим и бу­дущим». Он подчеркивает, что благодаря такому положению вещей его родина пока обладает глав­ным — нравственным могуществом, которому лишь должна служить и подчиняться материальная сила и физическая мощь.

Согласно логике поэта, Россия лишь тогда всплывет «Святым Ковчегом» над волнами всеобще­го европейского затмения, когда она как держава православная — высшая форма государственного уп­равления — будет основываться на воплощаемой чи­стоте и сохраняемой высоте религиозно-этических принципов Православия, без чего вещественная си­ла власти «обессоливается» и обессиливается, под­падая под все нигилистические следствия антропо­центрического своеволия. Одну из важных причин течи в садившемся на мель государственном корабле российского самодержавия Тютчев видел как раз в ослаблении его сверхъестественной связи, в иска­жении надлежащей иерархии и субординации между религией и политикой, в «пошлом правительствен­ном материализме», который в его рассмотрении не только не являлся альтернативой «революционному материализму», но оказывался его невольным и «не­видимым» пособником. «Если власть за недостатком принципов и нравственных убеждений переходит к мерам материального угнетения, — отмечает он еще один "естественный" закон духовного мира, — она тем самым превращается в самого ужасного пособ­ника отрицания и революционного ниспроверже­ния, но она начинает это осознавать только тогда, когда зло уже непоправимо».

Однако в реальной действительности духовно-нравственные законы бытия нередко восприни­мались руководящими кругами как эфемерная «метафизика», а ставка делалась на «прагматизм», демонстрацию силы и доходящие до абсурда запре­ты недальновидных чиновников. В представлении Тютчева, лишь опираясь на духовную правду и нравственную высоту может свободно и победонос­но бороться со своими конкурентами. В противном случае, несмотря на внешнюю мощь, духовная ослабленность власти оборачивается усилением материальных аппетитов, эгоистических инстинк­тов и интеллектуальной пустоты в ее рядах, что и приводит ее к внутреннему подгниванию и посте­пенному «изнеможению». Следовательно, сущест­венная задача власти заключается в том, чтобы про­яснить свое сокровенное религиозное кредо, «удостовериться в своих идеях», обрести «потерян­ною совесть», став более разборчивой по отноше­нию к духовно-нравственному состоянию своих служителей.

Тютчева не могли не коробить те особенности официальной, казенной, «полицейской» точки зре­ния, из-за которой устранялись от активного учас­тия в общественной жизни люди с благородными помыслами и одухотворяющим словом в то время, когда Россия нуждалась в укреплении «нравствен­ных сил в особенности, дабы противостоять окру­жающим ее опасностям». Объявить преступным направление такого издания, писал он о преследо­вании журналистской деятельности И.С. Аксакова, издания, которое «постоянно и энергичнее всякого защищало все основные начала русского общества, те начала, гласное отрицание которых равнялось бы государственной измене, — это нечто близкое безумию».

На фоне этой «нелепой» и «безумной» борьбы монархической власти с без лести преданными ей подданными Тютчева особенно удивляла ее «пара­доксальная» зависимость от тирании пошлого ли­берализма («чем либеральней, тем они пошлее»): «Разум целой страны по какому-то недоразумению подчинен не произвольному контролю правитель­ства, а безапелляционной диктатуре мнения чисто личного, которое не только в резком и системати­ческом противоречии со всеми чувствами и убеж­дениями страны, но, сверх того, и в прямом проти­воречии с самим правительством по всем существенным вопросам дня; и именно в силу той поддержки, какую печать оказывала идеям и про­ектам правительства, она будет особенно подвер­жена гонениям этого личного мнения, облеченно­го диктатурой. Подобной аномалии не бывало никогда и нигде, и невероятно, чтобы не искали способа ее устранить».

Поскольку пресса действовала исходя из собст­венных оценок и выгод, нередко вступавших в «аномальное» противоречие с интересами страны, Тютчев был сторонником «высшего руководства» печатью в деле истинного благоустроения России как правительственной монархии: «мощное, умное, уверенное в своих силах направление — вот крича­щее требование страны и лозунг всего нашего со­временного положения». Иначе политический кре­тинизм и шизофреническое раздвоение между должным и реальным могут принять критические размеры и необратимый характер: «нельзя не пре­дощущать близкого и неминуемого конца этой ужасной бессмыслицы, ужасной и шутовской вмес­те, этого заставляющего то смеяться, то скрежетать зубами противоречия между людьми и делом, меж­ду тем, что есть и что должно бы быть, — одним сло­вом, невозможно не предощущать переворота, который, как метлой, сметет всю эту ветошь и все это бесчестие». Можно с известной уверенностью предполагать, что, говоря словами эпиграфов к на­стоящей статье, книжный разум и долгое общение с неправдой сделали прагматическую «элиту» совре­менного мира необратимо невосприимчивой к вы­водам Тютчева о капитальных последствиях раз­личных сценариев жизни «с Богом» и «без Бога». Но именно ясные христианские критерии, при­стальное внимание к первичным духовно-нравст­венным принципам, несоблюдение которых рано или поздно (порою и в следующих поколениях) влечет за собою соответствующее наказание и нис­ходящие процессы в истории, позволяли ему за внешними событиями прослеживать накопление бесчестия и бессовестности, лжи и бессознательно­сти, низких выгод и подлых замыслов, готовивших почву для прозреваемых им страшных потрясений и неслыханного варварства. И если «высший реа­лизм» Тютчева, всецело обусловленный его христи­анским мировоззрением и способный пророчить даже факты, принимать за «миф», «утопию», «ил­люзию», тогда не стоит постоянно удивляться разрушительным «странностям» и двойным стандар­там отечественной и мировой политики или тому, что хотели как лучше, а получается как всегда.

На самом же деле, по большому счету, христиан­ское историческое мышление Тютчева и соответст­вующая ему методология, по-своему утверждаю­щая воплощение Бога в мире, позволяющая обнаруживать подводные течения и соразмерно оценивать видимый ход «ужасной реальности жиз­ни», дающая незыблемую точку опоры для воли и действия среди «праха земных интересов» и при­зрачной зыби явлений, чрезвычайно необходимы для осознания губительных закономерностей на­шего времени, о которых размышляет, например, выдающийся социолог Питирим Сорокин. Послед­ний показывает и доказывает, что все духовное, идеальное, бескорыстное, святое, благородное по­степенно сводится к заблуждению, невежеству, идиотизму, лицемерию, скрывающим «низкое про­исхождение» основных поведенческих мотивов. Истинные нравственные понятия воспринимаются в лучшем случае лишь как «идеологии» и «красивые речевые реакции», маскирующие стяжательские мотивы и плутократические интересы индивидов и групп. В подобной антропосфере юридические нормы в силу своей условной и релятивистской природы неизбежно деградируют, становятся все более необязательными и относительными, все ча­ще начинают выполнять роль своеобразной пудры и дымовой завесы для осуществления эгоистических и гедонистических потребностей, открывая череи демагогию путь «праву сильного». Главный прин­цип нашего времени, подытоживает П. Сорокин, может звучать так: «Допустимо все, что выгодно». По его заключению, когда общество освобождается от Бога и отрицает все связующие его нравственные императивы, то единственной действительной силой остается сама физическая сила, от прими­тивного использования которой не может предо­хранить никакая лукавая пропаганда общечелове­ческих ценностей. Здесь же, как показывала Тютчеву судьба всех языческих империй, сокрыто начало деградации, распада, конца. И утопическо­му прагматизму силы поэт противопоставляет реа­листическую надежду любви:

«Единство, — возвестил оракул наших дней,
— Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью
— А там увидим, что прочней...

Борис Тарасов

17 ноября 2005 г.

Источник:https://pravoslavie.ru/6010.html

Пользователь публикует статьи в личном блоге самостоятельно, добровольно принимая условия Пользовательского Соглашения. Администрация сайта осуществляет контроль соблюдения настоящего соглашения постфактум. Поэтому, если вы выявили какие-либо нарушения у данного пользователя, просьба сообщить об этом администрации в целях незамедлительного осуществления нами соответствующих мер.
Причина жалобы (не менее 20 симв.):

Светлана
4.8
Список рекомендателей
Светлана Николай Емеля

Ещё статьи автора

"Эры жизни" Н.А. Морозова и стихии

Светлана 2021-01-17 13:19

Из жизни слов 2

Светлана 2021-01-17 09:22

Полюса меняются местами

Светлана 2021-01-17 09:05

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Закрыть
Сумрачный Дневной А А А
Закрыть
Комментировать

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь:

Стандартно


Через социальную сеть



Чтобы быть в курсе последних новостей нашего сайта, а также помочь в доведении данной информации до других людей:
Вступайте в группы в Вконтакте: https://vk.com/razumeiru
и в Одноклассниках: https://ok.ru/razumei
Подписывайтесь на каналы в YouTube: http://www.youtube.com/user/razumeiru
и в Facebook: https://www.facebook.com/razumeiru
и "Русский Мiр, Путин и глобальная политика"
А также, пожалуйста, знакомьте своих друзей с данной информацией. Благодарим Вас за сотрудничество!
  • Лента блогов

    От разговорах в "курилках" к классовой солидарности

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    вчера 13:09

    Дзержинский или пустота

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    вчера 09:06

    Газовый цугцванг. Привет Грете Тунберг

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    вчера 08:40

    Е.П. Блаватская и Всеволод Соловьев, автор скандальной книги о "жрице Изиде". Часть 2.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Юрий Горбунов
    вчера 07:04

    Культура и дегенераты

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    позавчера 13:22

    Почему мы празднуем 23 февраля?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    позавчера 12:40

    Чего стоит статистика США по ковиду на примере Техаса

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    позавчера 10:48

    Когда заработает "Северный поток-2"

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    позавчера 09:02

    Ретроспектива изменения присяги от Российской империи и по сегодняшний день

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-02-23 09:56

    Семь лет мерзости и запустения. Как Украина дважды потеряла государство

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-02-23 09:32

    Мировая вакциноистерия дает трещину: врачи и органы здравоохранения массово протестуют против смертельно опасного эксперимента

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-02-23 07:09

    Бремя американского человека. Как будет жить мир без США?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    2021-02-22 18:40

    Об идейной неопределенности современной России в созидании Будущего

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Лев
    2021-02-22 14:13

    Северный Ледовитый океан дважды был заполнен пресной водой: новое исследование

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-02-22 11:02

    Кому — кризис, а кому — прибыль

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-02-22 10:22

    Правильно поставить вопрос - это наполовину ответить на него

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    2021-02-22 07:01

    Перспективы выращивания сои в России, переработка соевого масла (Дмитрий Новоженов)

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Юрий Бисеров
    2021-02-21 16:37

    Чем опасен радикализм?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    2021-02-21 15:47

    Мы заблудились

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Щербаков
    2021-02-21 13:14

    Девяностые два (1990.2.0)

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-02-21 13:06

    О куриной слепоте российского либерализма

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-02-21 10:15

    Е. .П. Блаватская и Всеволод Соловьев, автор скандальной книги о "жрице Изиде". Часть 1.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Юрий Горбунов
    2021-02-20 17:49

    Обзор новостей на 20.02.2021 г.:

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-02-20 15:25

    Торговые войны: Украина выступила в роли пушечного мяса

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Максим Ларин
    2021-02-20 10:33

    Панспермия: жизнь на Землю пришла из космоса

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-02-20 10:08

    Измеренные миры

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Светлана
    2021-02-20 08:01

    Так кто платит налоги?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-02-19 18:47

    Живая Земля

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Светлана
    2021-02-19 13:26

    Уйти по-английски: Польша собирается (по)кинуть ЕС

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Захар Ильин
    2021-02-19 11:38

    Путин всего лишь наемный менеджер корпорации ЗАО РФ

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-02-19 09:17

    Либерализм как идеология

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    2021-02-19 07:15

    Последний год

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    2021-02-18 16:36
  • Последние комментарии

    Мировая вакциноистерия дает трещину: врачи и органы здравоохранения массово протестуют против смертельно опасного эксперимента

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    вчера 09:08 2

    Культура и дегенераты

    Смотреть профиль
    Андрей
    вчера 08:51 1

    Дмитрий Выдрин: Штаты – это вовсе не держава, "как все", а бизнес-корпорация.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-02-23 07:44 2

    "Пaндемия" отступает: стратегический проигрыш или тактический манёвр?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-02-22 17:49 9

    О текущем моменте №1(141), 2021г. "Давосская повестка дня 2021", выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Баранов
    2021-02-22 00:22 14

    Мюнхенский Давос

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Баранов
    2021-02-22 00:12 12

    Смысл жизни глазами буддиста

    Смотреть профиль
    Александр Иванович
    2021-02-21 19:27 8

    О куриной слепоте российского либерализма

    Смотреть профиль
    Александр Иванович
    2021-02-21 16:30 1

    Е. .П. Блаватская и Всеволод Соловьев, автор скандальной книги о "жрице Изиде". Часть 1.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Светлана
    2021-02-21 08:55 1

    Путин всего лишь наемный менеджер корпорации ЗАО РФ

    Смотреть профиль
    Александр
    2021-02-19 21:14 3

    Из года в год: долги по заработной плате

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-02-19 18:51 4

    Трудно быть справедливым критиком власти, но надо

    Смотреть профиль
    Елизавета Бесстрашникова
    2021-02-19 11:47 5

    Либерализм как идеология

    Смотреть профиль
    Александр
    2021-02-19 11:41 3
  • Наш золотой фонд

    Владимир ФиларетовВ.Филаретов "Зимние солнечные ванны для оздоровления и вдохновения"
    2010-01-06 09:18
    Александр АгафоновЗвезда Сан Саныча
    2013-02-03 12:08
    Емельян РазумеевПослание Федеральному Собранию, часть 2: от оглашений к раскрытию умолчаний
    2016-12-03 14:51
    Андрей ДевятовПроблемы климата
    2020-11-21 12:05
    Ирил СелифСказка о лебедином счастье
    2010-12-21 23:09
    Александр ГорбатовПрошло сто лет, опять ноябрь…
    2016-11-04 22:03
    Михаил КрасовУкраинские перспективы
    2014-08-11 16:17
  • Читаемое на сайте

    Игра предтеч "Великая перезагрузка" кон 2021-2024

    Андрей Девятов
    559 2021-01-07 09:52

    Немыслимое

    Андрей Девятов
    459 2020-12-31 09:47

    Встречая год Белого Быка

    Андрей Девятов
    421 2021-01-14 22:39

    Смысл жизни глазами буддиста

    Мировоззрение
    417 2021-02-15 18:57

    О текущем моменте №1(141), 2021г. "Давосская повестка дня 2021", выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания

    Аналитика ВП СССР за 2021 год
    365 2021-02-03 22:25

    Коварные замыслы закулисы

    Андрей Девятов
    323 2021-02-18 21:24

    Подводя итоги-2020

    Александр Севастьянов
    320 2021-01-05 15:34

    Подводя итоги-2020

    Александр Севастьянов
    320 2021-01-05 15:34

    Кризис будущего

    Андрей Девятов
    307 2021-02-05 21:43

    Родимые пятна стратегических оценок коллеги Кургиняна

    Андрей Девятов
    302 2021-01-22 11:18

    Пора занимать вершины

    Андрей Девятов
    301 2021-01-17 22:40

    Казнённые Тобой?

    Емельян Разумеев
    267 2021-02-07 10:00

    Список Делягина

    Александр Севастьянов
    239 2021-01-19 08:38
  • Актив за 3 месяца

    Сергей Странник 1651.98
    Василий Лычковский 1431.09
    Александр Дубровский 1041.01
    Натали 846.9
    Емеля 737.4
    Ледокол Советский Союз 523.58
    Евгений Копарев 421.23
    Николай 305.19
    Юрий Горбунов 262.13
    Алексей Ш 245.84
    ТОП-50
  • На Планете КОБ

  • Рассылка
Рассылка Subscribe.Ru
Все новости сайта на вашу почту
 
Подписаться письмом

 

Блоги на Разумей.ру
© 2008-2021 Информационно-образовательное сообщество 'Мировоззрение Русской цивилизации'