Навигация
Главная Блоги
  • Вся лента Рекомендации Выбор редакции Читаемое Обсуждаемое Ключи
    • авто армия вероучения война геополитика глобализация государство дипломатия здоровье идеологии искусство история кадры киберпространство кино корпорации космос культура литература любовь матрицы мировоззрение мифы музыка наука и технологии непознанное образование оружие педагогика питание политика порочность преступность прогноз психология пятая колонна семья сервис системное социум союзы спорт статистика творчество техника факты философия финансы эгрегоры экология экономика энергетика язык
НовостиНовостная аналитикаВидеоряд Авторы
  • А.Агафонов С.Алфёров Н.Амрекулов В.Белоусов А.Горбатов А.Девятов Г.Деев Ю.Забродоцкий А.Митрофанов В.Муниров К.Мямлин М.Красов В.Прутков Е.Разумеев Д.Розанов А.Русантов Г.Садулаев C.Салькенов А.Севастьянов И.Селиф И.Смирнов В.Филаретов
Рубрики
  • Блогерское Дискуссионный клуб Жили-были... За рубежом Литературный уголок Мировоззрение Наша культура Научи хорошему! О разном Прошедшее Сверхновая реальность Текущий момент
Аналитика ВП СССР
  • 1990 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Книги ВП СССР
  • Богословие Государственное управление История Ключи к разумению Матричное управление Наследие А.С.Пушкина От социологии к жизнеречению Педагогика Психология Философия Человечность
Библиотека
  • Труды И.В.Сталина О Сталине и сталинской эпохе Замысел жизнеустройства Прошлое Культурное наследие Мироустройство Народное хозяйство Познай себя Разное
Объединённый проект
  • Все материалы Постановка и организация процесса Определение смыслов и сборка Разборка проектов Отклики и диалоги
Медиа
  • Зазнобин В.М. Ефимов В.А. Аудио-передачи и аудиокниги
Ключи
  • А.С.Пушкин артефакты банки богословие будущее вероучения видео вторая мировая война выборы геополитика глобализация государственное управление демократия на марше депрессия дипломатия дискуссия заговор законодательство законы здоровье И.В.Сталин идеологии информационная безопасность искусство история кадры киберпространство кино ключи к разумению корпорации космология космонавтика кризис культура любовь матричное управление международные организации мемуары методология мир мировоззрение мифы музыка наркотический геноцид наука небополитика оборона образование от социологии к жизнеречению партии педагогика Пётр I питание политика порочность преступность прогноз психология Путин пятая колонна различение революции Россия село семья соборность социология союзы спорт статистика творчество текущий момент терроризм технологии третья мировая война фантастика философия финансы человечность школа здравого смысла шпионаж эгрегоры экология экономика энергетика этнография язык
Регистрация   +    

Стандартно


Через социальную сеть

Вход

Забыли пароль?
О проекте Наш блог Пользовательское Соглашение ЧаВо Контакты
Вконтакте Одноклассники Facebook Youtube
О справедливом замысле жизнеустройства
Физически невозможно, чтобы истинно религиозное ведение или чистая нравственность существовали в тех классах народа, которые не добывают своего хлеба трудами рук своих. (Джон Рёскин)

О некоторых проблемах когнитивной лингвистики в плоскости философии

Алексей Ш
2019-12-06 20:41 121 4.72
образование психология творчество философия язык | А А А |

В статье делается попытка соотнести некоторые категории когнитивной лингвистики с категориями, которые разрабатывались в философии языка А.А. Потебни и А.Ф. Лосева. Авторы полагают, что в процессе преодоления наследия структурализма, рассматривавшего язык как своего рода словарь, отпечатавшийся в сознании, перед когнитивной лингвистикой ХХI века, которая трактует его в качестве орудия, инструмента мышления, открываются новые горизонты.

       Одно из бурно развивающихся направлений современной лингвистики – это когнитивная лингвистика. Возникнув в США в 70-80-е гг. ХХ в. как продолжение и одновременно отрицание генеративистской хомскианской парадигмы, она занимается решением целого комплекса проблем – от совершенствования поисковых систем, ментальной репрезентации знаний, теории фреймов, языка семантической записи и др.  до создания искусственного интеллекта.

         Во главу угла она ставит проблему соотношения языковых и неязыковых знаний, концептуальной и лексико-семантической информации, определения концепта и значения языковой единицы, установления связей между значением и смыслом, языковыми значениями и энциклопедическим знанием.

         Несмотря на то, что это научное направление вполне институциализировано, существует международная ассоциация, выходит журнал, издаются монографии и учебники, это скорее программа исследований на стыке ряда наук – лингвистики, психолингвистики, социолингвистики, антропологии, семиотики, теории информации, теории речевых актов, нейролингвистики и др.,  о чем свидетельствует и разброс в трактовке предмета, и категориальный и методологический аппарат, которые не прошли еще через процесс кристаллизации. В русле когнитивной парадигмы наблюдается переориентация уже сформировавшихся ценностей и традиционных философских, логических, психологических и лингвистических проблем, осуществляется попытка пересмотреть с когнитивной точки зрения суть и природу многих языковых процессов. При этом не только создается новый методологический аппарат, но и старые подходы, понятия, категории наполняются новым содержанием, гениальные прозрения прошлого дают ростки на современной почве.

         Рассматривая язык как общий когнитивный механизм, когнитивная лингвистика решает вопрос о структурах репрезентации знаний и процедурах их обработки, о природе процедур, регулирующих языковое восприятие, об организации семантической памяти и ее роли в языковом восприятии. Понятно, что категории значения, смысла, концептуального содержания лингвистических единиц оказываются в фокусе исследований. Они становятся когнитивными (познавательными) единицами, которые формируют образное восприятие мира человеком и в этом качестве входят в состав концептов, когнитивных схем (фреймов), сценариев-скриптов, прототипов и т.д. Понятно и другое: решение данных проблем не может быть найдено в русле сугубо структуралистских подходов, трактовавших язык как в себе и для себя достаточное и разумное. При рассмотрении языка как органа (органона, по Платону) мысли требуется иной уровень абстракции, выход в пределы философии, эпистемологии, герменевтики.

         Для классической семантики знак, выполняющий в формализованном языке роль терма, служит именем какого-либо предмета или класса предметов, его денотативное (предметное) значение указывает лишь на объем обозначаемого понятия, но не на его содержание. Разработанная в ее рамках система так называемых экстенсиональных характеристик – характеристик знака с точки зрения его объема,  надстраивающаяся над понятием значения (денотата), лежит в основе теории референции. Интенсиональные же характеристики знаков с точки зрения их содержания и фиксируемые в понятиях «смысл» и «концепт» оставались на периферии исследований. [1, с. 600].       

         Концепт в когнитивной лингвистике определяется в его отношении к понятию. Если понятия – «то, о чем люди договариваются, конструируют для того, чтобы иметь «общий язык» при обсуждении проблем; концепты же существуют сами по себе, их люди реконструируют с той или иной степенью (не)уверенности» [2, с.45]. Более того, если понятие – мысль о предметах и явлениях, отражающая их общие и существенные признаки, то концепт – «это идея, включающая не только абстрактные, но и конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки» [3, c.24]. Существует и более сложная версия концепта как «прото-знания», по отношению к которым традиционно понимаемые понятия, образы, поведенческие стереотипы и т.п. «выступают частными, проективными, редуцированными формами. Последние, тем самым, могут быть истолкованы как вторичные и производные…формообразования человеческого бытия-в-мире; как разнообразные понижения его исходной глубинной симметрии; как знаки, символы, репрезентанты соответствующих концептов» [4, c.16].

         Если рассматривать эти определения в характерном для структурализма формальном, функциональном плане, то вопросов может и не возникнуть, Если же рассмотреть их с философской точки зрения, то нельзя избежать вопроса об онтологическом статусе так понимаемых концептов. Если они существуют сами по себе, т.е. независимо от субъекта, если они претерпевают символическую редукцию, выступая в качестве источника и содержания ментальной переработки, то мы имеем дело с чистой воды гипостазированием.

         В этой связи было бы целесообразным обратиться к наследию А.Ф. Лосева, который, опираясь на Платона и неоплатоников, заочно полемизирует с А.А. Потебней по поводу подобных вопросов.

         Вряд ли на Западе широко известны имена А.Ф.Лосева и А.А. Потебни в отличие, скажем, от Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева и др. психологов, разрабатывавших деятельностную теорию языка и мышления. А ведь лосевское учение о внутренней форме слова – ноэме – могло бы открыть перед когнитивной лингвистикой новые горизонты..

         Нельзя не согласиться с мнением, что лосевское учение о ноэме «освобождает, бесспорно гениальные, прозрения А.А.Потебни от привнесений психологизма, от внутренних противоречий, вызванных ложной солипсической онтологией и сенсуалистской гносеологией, и вносит в них диалектический смысл и систему» [5]. Развивая идею о слове как форме мысли, под «внутренней формой слова» Потебня понимал «отношение содержания мысли к сознанию»[6, с.98], однако содержание это не есть, с его точки зрения,  объективно-внешнее по отношению к сознанию, а некий субъективный образ, разложенный на признаки, один из которых и становится внутренней формой слова. Считая иллюзией то, что мы «видим, осязаем и проч. самые предметы, а не свои впечатления» [7, с.125],  Потебня, несомненно, склоняется к солипсизму, но солипсизм его непоследовательный и стыдливый; чтобы его не упрекали в подмене мира реального проекцией некоего субъективного «Я»,  он, как и его предшественник Дж.Беркли, вынужден допустить существование других людей. Вместе с тем нельзя не признать, что тезис о внутренней форме слова, понимаемой как ассоциация данного объекта с некоторым другим объектом по одному ведущему признаку, звучит в унисон с идеями современной когнитивной лингвистики.

         А.Ф. Лосев, для которого в равной степени были неприемлемы ни субъективизм, особенно сенсуалистского толка, который он характеризовал как «глухонемую» психологию, ни дуализм с присущим ему гипостазированием, т.е. наделением самостоятельным онтологическим статусом абстрактных понятий, переводит рассуждения Потебни в другую плоскость. Для него, как и для Платона и неоплатоников, идеи и смыслы в голове человека –суть отражения, более-менее верные, идей и смыслов, существующих неслитно и нераздельно с самими объективными вещами. Вздором и преступной глупостью называет он попытки философов и в особенности нефилософов настолько радикально оторвать имя от действительной вещи, что между ними не происходит уже никакого общения. Ключевой мыслью его работ, включая «Вещь и имя», является утверждение, что действительность есть полное, абсолютное, совершенно неразрушимое тождество идеи и материи; имя вещи есть сама вещь, имя есть конкретнейшее выявление самой вещи, самой действительности. При этом оригинальность неоплатоников (Плотина, Прокла, Дионисия Ареопагита и др.) Лосев усматривает в том, что они рассуждают как живые люди, что они захотели в философии «отобразить живую, а не изнасилованную и мертвую действительность». [8, с.193].

         В комментариях к платоновскому диалогу «Кратил», опирающихся в свою очередь на комментарии Прокла, А.Ф. Лосев отмечает несколько степеней преломления исходной, объективно-идеальной сущности, когда она входит в человеческое сознание, особо подчеркивая «относительно репрезентативный акт имени», когда человеку приходится подходить к объективным вещам и идеям с той или другой стороны, выделять в них ту или другую функцию, сторону, оттенок, т.е. так или иначе интерпретировать идеальные сущности в свете какого-либо определенного момента, в чем решающую роль играет слово. Частичное значение слова или имени, «семема», по терминологии Лосева, - это тоже характеристика объективирующих актов сознания, хотя и в известном преломлении [9, с.831-832].

         Таким образом, процесс рождения внутренней формы слова может быть сведен к следующему: сначала объективно существующая вещь схватывается как таковая, как единица, полагается в акте умозрения, который является общим для всех людей, затем ее смысл отвлекается от вещи и сравнивается с чем-то иноприродным данной вещи; поскольку же смысл вещи бесконечно разнообразен, то и сравнивать его можно весьма многообразными способами; далее происходит отождествление смысла вещи с каким-то иноприродным ей смыслом другой вещи, и этот иноприродный смысл становится именем, внутренней формой или ноэмой вещи, которая благодаря общению может приобрести общеобязательный характер, но может остаться индивидуальной.

         Однако лосевский подход к языку, обогащенный гегелевской диалектикой, феноменологией Э.Гуссерля, неокантианским трансцендентализмом, символически-мифологической философией П.А. Флоренского, в отличие от “статуарно-пассивно-объективного» метода языческого неоплатонизма энергетически более заряжен. Как отмечается в литературе, Лосев «получает онтологические основания для введения в лингвистику энергийной парадигмы и адаптации понятий и категорий (жизни, организма, становления, континуальности, заряда, символа, интерпретации, валентности, генерации, силы, личности и др.), задающих в его модели эссенциалистско-энергийную картину всеединства». [10].  Синтез действительности и ее выражения, по мысли философа,  заставляет выражение делаться активной силой действительности, ее смысловой эманацией, способной продолжать эту действительность вовне, воплощать ее во все новые формы и повелевать в духе самой действительности всякой иной возможной действительностью. Лосев полагает, что «…если слово не действенно и имя не реально… тогда существует только  тьма и безумие… однако мир не таков» . [11, c.181].

         Позитивистский идеал Лосева не прельщает. Поэтому симпатии его на стороне Платона, которого он называл «беллетристом» в отличие от Аристотеля, именуемого «профессором». Платоновский стиль – море безбрежное, состав, структура которого не изучены [12 ]. Он считал, что по преимуществу русская философская традиция «представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности».[13, с.70 ]

         Общим для имени и слова является то, что они объединяются не столько приписываемым значением, сколько смыслом или понимаемой сущностью. Различие же их в смысловой напряженности.  Имя – это «наиболее сгущенное и напряженное в смысловом отношении слово. «Нормальное» человеческое слово занимает срединное положение на ономатической лестнице, первую ступень которой образует неживая физическая вещь, вторую – органическое семя, а последнюю и завершающую ступень – умное и сверхумное имя» [14 ]. Смысловая (эйдетическая) наполненность имени позволяет отождествить его с символом и мифом. Если миф выступает как «развернутое магическое имя», то символ, в свою очередь, рассматривается в концепции Лосева как принцип конструирования вещи, как ее порождающая модель [ 15, с.566].

         Таким образом, принимая в качестве исходной интуицию «всеединства», Лосев придает имени онтологический статус. Явленная сущность есть слово, значит весь мир - имена и слова, образующие саморазвивающуюся систему, и в самом слове обнаруживаются разнообразные пласты. Для позднего Лосева имя – главное в языке, который выступает орудием разумно-жизненного общения людей и не может сводиться к математическим формулам; его структура семантическая, смысловая и выразительная.

         Ключевым термином для обозначения тождества живой действительности и ее образа является для Лосева термин «выражение». Очевидно, что он отличается от сугубо структуралистских – «высказывания» и «вербализации». Действительность выраженная – это пульсирующая действительность, действительность, органически включающая активного субъекта, заставляющая свой образ перейти в постоянное накопление и становление. Именно эта диалектика движения, изменения, становления созвучна, с нашей точки зрения, поискам,  ведущимся в рамках когнитивной лингвистики.

          

Примечания:

Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 840 с.
Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке//Вопросы филологии. 2001.№1.
Карасик  В.И. Языковой круг: личность, концепты. Дискурс. – М: Гнозис, 2004. – 390 с.
Прохоров  Ю.Е. В поисках концепта. М.:2008 – 176 с.
Камчатов А.М. А.А. Потебня и А.Ф. Лосев о внутренней форме слова//Русский филологический вестник. 1998. №1/2
Потебня А.А. Слово и миф. – М.: Правда, 1989. – 623 с.
Там же.
А.Ф. Лосев: из творческого наследия: современники о мыслителе.- М.: Русскiй миръ.- 2007 – 776 с.
Лосев А.Ф. «Кратил».Критические замечания к диалогу. В кн.: Платон. Собр. соч. в четырех тт. Т.1. М.: Мысль, 1990. – 864 с.
Постовалова В.И. Философия языка А.Ф. Лосева:типологический лик, генетические истоки, основные идеи и подходы. [Электронный ресурс]. Код доступа:http://lib.meta.ua/book/8417. Дата обращения 4.02.16.
Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1927.
Бибихин В.В. Алексей Федорович Лосев. Записи бесед. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.etextlib.ru/Book/Details/9798. Дата обращения: 20.02.16.
А.Ф. Лосев: из творческого наследия.
Постовалова В.И. Там же.
Алексеев П.В. Философы России ХIХ-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2002.- 1152 с.

Пользователь публикует статьи в личном блоге самостоятельно, добровольно принимая условия Пользовательского Соглашения. Администрация сайта осуществляет контроль соблюдения настоящего соглашения постфактум. Поэтому, если вы выявили какие-либо нарушения у данного пользователя, просьба сообщить об этом администрации в целях незамедлительного осуществления нами соответствующих мер.
Причина жалобы (не менее 20 симв.):

Алексей Ш
4.72
Список рекомендателей
Алексей Ш Кирилл Василий Лычковский

Ещё рекомендуемые читателями статьи автора

Когда мы обеднеем...

Алексей Ш 2019-12-06 01:28

И Дисней великий нам путь озарил…

Алексей Ш 2019-12-06 01:17

На воре шапка горит

Алексей Ш 2019-12-06 00:33

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Закрыть
Сумрачный Дневной А А А
Закрыть
Комментировать

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь:

Стандартно


Через социальную сеть



Чтобы быть в курсе последних новостей нашего сайта, а также помочь в доведении данной информации до других людей:
Вступайте в группы в Вконтакте: https://vk.com/razumeiru
и в Одноклассниках: https://ok.ru/razumei
Подписывайтесь на каналы в YouTube: http://www.youtube.com/user/razumeiru
и в Facebook: https://www.facebook.com/razumeiru
и "Русский Мiр, Путин и глобальная политика"
А также, пожалуйста, знакомьте своих друзей с данной информацией. Благодарим Вас за сотрудничество!
  • Лента блогов

    Ковидный занавес: на Запад может быть запрещен въезд всем тем людям, которые не смогут доказать, что они вакцинировались "правильным" препаратом.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    сегодня 14:41

    Главная ошибка книги Анпилогова "Мир на пИке – мир в пикЕ"

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    сегодня 10:29

    "Социальный" рейтинг и разрушение социума

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    сегодня 09:46

    А почему бы и не расставить точки над ковидом?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    вчера 19:11

    Коэффициент переоценки доллара, индексы биг мака и топлива

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    вчера 13:03

    Украина: инструкция по краже 600 миллионов евро

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ильнур Асамов
    вчера 12:14

    Исторические параллели такие параллельные

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    вчера 10:06

    О свободе прессы США в технической области

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    вчера 09:48

    Головная боль напряжения - бич современного общества. Дыхательная гимнастика от головной боли

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    вчера 06:33

    Как укронацисты дважды аннексировали Крым

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    позавчера 12:33

    Врач, который не моется уже пять лет. И утверждает, что так и надо

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    позавчера 11:18

    Елена Петровна Блаватская: "Я — Русская душею"

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Юрий Горбунов
    2021-01-13 23:07

    Что такое энергетический баланс в организме и как его поддерживать.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-01-13 15:55

    Мир сегодня

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Ш
    2021-01-13 10:56

    Элита США - старики с мозгами 13-летних инфантов

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-01-13 09:08

    Таинство жизни… Таинство Царства

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Ш
    2021-01-12 21:31

    Можно ли встретить на улице ангела или беса?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Светлана
    2021-01-12 20:42

    Стихотворение про Систему глобального точного мышления. Писано в 1998 году.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Щербаков
    2021-01-12 17:47

    Как подделывали продукты сто с лишним лет назад...

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-01-12 08:58

    COVID-ЛИКБЕЗ: Так вы отказываетесь принимать участие в массовом психозе? часть 2

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-01-12 08:46

    Платократизм - новая идеология будущего! (12.01.2021)

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Максим
    2021-01-11 23:53

    Шварцнеггер пригрозил половине США мечом Конана

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    2021-01-11 19:07

    Как за 1 минуту убрать головную боль и эмоционально успокоиться?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-01-11 13:52

    Целенаправленное уничтожение русской школы – осмысленная и последовательная политика хунты

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-01-11 13:39

    Инфляция, как элемент буржуазного контроля

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-01-11 09:12

    О сравнении уровней жизни России и Запада с учётом различия структуры расходов домохозяйств.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    2021-01-10 22:56

    История прогнозов пиков нефти в России

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    2021-01-10 20:42

    Я уволилась из ада...

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Емеля
    2021-01-10 19:23

    Читал ли Трамп Ленина? Нет, у него другие книги

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    2021-01-10 15:24

    Стоило ли напугать народы смертью от вируса так, что люди стали умирать от страха, так и не заболев ковидом?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-01-10 11:40

    Интеллигенция Запада разжигает ненависть против белых

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-01-10 09:49

    Из жизни слов

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Светлана
    2021-01-09 20:29
  • Наш золотой фонд

    Владимир ПрутковНовогодняя сказка для взрослых
    2016-01-06 10:21
    Игорь СмирновДолг и честь
    2013-07-09 09:21
    Андрей ДевятовЦивилизационный код Святой Руси
    2013-01-15 00:23
    Виктор БелоусовДела семейные и не только…
    2013-09-09 22:39
    Александр ГорбатовИстория с географией меняются
    2012-10-27 00:17
    Владимир ФиларетовВ.Филаретов "Зимние солнечные ванны для оздоровления и вдохновения"
    2010-01-06 09:18
    Емельян РазумеевСнова на те же грабли?
    2016-06-15 21:24
  • Читаемое на сайте

    Процесс пошёл

    Андрей Девятов
    555 2020-11-17 23:34

    "Большая игра" Кон 2021-2024

    Андрей Девятов
    433 2020-12-06 13:45

    Времена и сроки

    Андрей Девятов
    421 2020-12-03 11:58

    Проблемы климата

    Андрей Девятов
    414 2020-11-21 12:05

    Горбачев. Зачем понадобился?

    О разном
    384 2020-12-01 20:28

    О нашей победе

    Андрей Девятов
    349 2020-12-13 17:01

    Игра предтеч "Великая перезагрузка" кон 2021-2024

    Андрей Девятов
    332 2021-01-07 09:52

    Немыслимое

    Андрей Девятов
    314 2020-12-31 09:47

    Замысел проекта

    Андрей Девятов
    288 2020-12-15 15:04

    Русский народ в правовом поле современной России

    Александр Севастьянов
    280 2020-12-24 22:33

    От добрососедства к братству и согласию

    Андрей Девятов
    277 2020-11-25 18:19

    Подводя итоги-2020

    Александр Севастьянов
    226 2021-01-05 15:34

    Подводя итоги-2020

    Александр Севастьянов
    226 2021-01-05 15:34
  • Актив за 3 месяца

    Сергей Странник 1651.98
    Василий Лычковский 1381.39
    Александр Дубровский 981.96
    Натали 779.81
    Емеля 724.79
    Ледокол Советский Союз 500.31
    Евгений Копарев 421.23
    Николай 273.16
    Юрий Горбунов 243.34
    Алексей Ш 224.25
    ТОП-50
  • На Планете КОБ

  • Рассылка
Рассылка Subscribe.Ru
Все новости сайта на вашу почту
 
Подписаться письмом

 

Блоги на Разумей.ру
© 2008-2021 Информационно-образовательное сообщество 'Мировоззрение Русской цивилизации'