Навигация
Главная Блоги
  • Вся лента Рекомендации Выбор редакции Читаемое Обсуждаемое Ключи
    • авто армия вероучения война геополитика глобализация государство дипломатия здоровье идеологии искусство история кадры киберпространство кино корпорации космос культура литература любовь матрицы мировоззрение мифы музыка наука и технологии непознанное образование оружие педагогика питание политика порочность преступность прогноз психология пятая колонна семья сервис системное социум союзы спорт статистика творчество техника факты философия финансы эгрегоры экология экономика энергетика язык
НовостиНовостная аналитикаВидеоряд Авторы
  • А.Агафонов С.Алфёров Н.Амрекулов В.Белоусов А.Горбатов А.Девятов Г.Деев Ю.Забродоцкий А.Митрофанов В.Муниров К.Мямлин М.Красов В.Прутков Е.Разумеев Д.Розанов А.Русантов Г.Садулаев C.Салькенов А.Севастьянов И.Селиф И.Смирнов В.Филаретов
Рубрики
  • Блогерское Дискуссионный клуб Жили-были... За рубежом Литературный уголок Мировоззрение Наша культура Научи хорошему! О разном Прошедшее Сверхновая реальность Текущий момент
Аналитика ВП СССР
  • 1990 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Книги ВП СССР
  • Богословие Государственное управление История Ключи к разумению Матричное управление Наследие А.С.Пушкина От социологии к жизнеречению Педагогика Психология Философия Человечность
Библиотека
  • Труды И.В.Сталина О Сталине и сталинской эпохе Замысел жизнеустройства Прошлое Культурное наследие Мироустройство Народное хозяйство Познай себя Разное
Объединённый проект
  • Все материалы Постановка и организация процесса Определение смыслов и сборка Разборка проектов Отклики и диалоги
Медиа
  • Зазнобин В.М. Ефимов В.А. Аудио-передачи и аудиокниги
Ключи
  • А.С.Пушкин артефакты банки богословие будущее вероучения видео вторая мировая война выборы геополитика глобализация государственное управление демократия на марше депрессия дипломатия дискуссия заговор законодательство законы здоровье И.В.Сталин идеологии информационная безопасность искусство история кадры киберпространство кино ключи к разумению корпорации космология космонавтика кризис культура любовь матричное управление международные организации мемуары методология мир мировоззрение мифы музыка наркотический геноцид наука небополитика оборона образование от социологии к жизнеречению партии педагогика Пётр I питание политика порочность преступность прогноз психология Путин пятая колонна различение революции Россия село семья соборность социология союзы спорт статистика творчество текущий момент терроризм технологии третья мировая война фантастика философия финансы человечность школа здравого смысла шпионаж эгрегоры экология экономика энергетика этнография язык
Регистрация   +    

Стандартно


Через социальную сеть

Вход

Забыли пароль?
О проекте Наш блог Пользовательское Соглашение ЧаВо Контакты
Вконтакте Одноклассники Facebook Youtube
О справедливом замысле жизнеустройства
Если ты обладаешь разумом, почему же он не действует в тебе? Если он делает своё дело - чего тебе больше желать. (Марк Аврелий)

Классик русского социализма (о роли поэта Некрасова Н.А.в российской истории)

Крупеников
2020-02-29 16:40 301 3.48 1  
идеологии история политика | А А А |

Классик русского социализма
(о роли поэта Некрасова Н.А. в российской истории)

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью проложит дорогу себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся — ни мне, ни тебе.

(Н.А. Некрасов, 1864)

1. На жизнь бессмертную

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821–1877) умер после тяжёлой болезни на второй день после Рождества, по старому стилю 27 декабря 1877 г. Хоронили его 30 декабря, в рождественские праздники, на Новодевичьем кладбище в Петербурге, тогдашней столице России. Хоронил весь Петербург, вся передовая мыслящая и жаждущая перемен Россия. Свыше пяти тысяч человек в глубокой скорби, буквально и сакрально «несли гроб на своих руках».

Но дело было не просто в человеческой скорби. Умер вдохновитель, один из духовных вождей и любимый поэт революционной российской молодёжи. Похороны должны были показать стране и миру, что жизнь его бессмертна, и дух его простёрт над Россией знаменем грядущих судьбоносных побед.

Активное участие в похоронах принимала группа молодёжи из партии «Земля и воля». Партия только что родилась заново после репрессий. Возглавлял молодёжь Жорж (Георгий) Плеханов, 21-летний студент, исключённый недавно из Горного института. Группа пронесла на кладбище и возложила на могилу венок «От социалистов». Это было дерзким вызовом жандармскому конвою. «Вокруг социалистического венка тесным кольцом сомкнулись южнорусские бунтари и землевольцы вместе с членами рабочих кружков, уже весьма нередких тогда на разных петроградских фабриках и заводах, бунтари и землевольцы захватили с собой револьверы, твёрдо вознамерившись пустить их в дело, если полиция вздумает отнять венок силой» (Г. Плеханов. Похороны Н.А. Некрасова. – Газета «Наше единство», 1917, 29 декабря, № 7).

Забравшись на железную ограду, энергично переживал происходящее другой студент Горного института, Владимир Короленко, будущий писатель, а к тому моменту закалённый ссылкой революционер-народник возрастом в 24 года. Речь над могилой авторитетнейшего тогда для всех Достоевского ставила точки над «i»: «Придет время, и оно уже близко, когда новый поэт, равный Пушкину, Лермонтову, Некрасову, явится из самого народа...». Впоследствии Короленко писал: «Мне долго потом вспоминались слова Достоевского, именно как предсказание близости глубокого социального переворота, как своего рода пророчество о народе, грядущем на арену истории» (Короленко В.Г. История моего современника, 1919).

2. Колыбель

В середине XIX века новая «национальная идея» России — уважение труда и трудящегося человека — проросла из глубин сермяжной русской натуры на поверхность общественного гражданского интеллекта. Публичное осознание основополагающих ценностей человечества в конкретном российском жизнеустройстве происходило на поле литературной деятельности. Живыми вершителями процесса были представители так называемого «разночинного сословия» — образованные, идейно одухотворённые энтузиасты преобразований, не отягощённые при этом проблемами личного обогащения (проблемами эксплуататорского класса, если говорить в терминах политической экономии). Осново-движителями первой величины в данном процессе выступали Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, и в художественно-эстетическом, поэтическом формате — их единомышленник и соратник Н.А. Некрасов. Именно Некрасов своими высоко духовными, интеллектуально напряжёнными, лирически проникновенными произведениями непосредственно возбуждал сокровенные чувства, «благородством горящие сердца» активных деятелей и сочувствующих, солдат и командиров революционного процесса. Чернышевский «сеял разумное», Некрасов — «доброе вечное». Сеял из почвы и в почву народной естественной русской натуры. Великие русские «СЕЯТЕЛИ» начинали в середине XIX века великое основотворящее дело всемирного масштаба.

Дух Некрасова — это человеческий менталитет, в котором центральное место занимает труд, человек труда, освобождение человека труда от гнёта эксплуатации, общество, где человек труда освобождён от гнёта эксплуатации. Принцип достоинства человека труда определяет мировосприятие в целом, мораль и личную нравственность, шкалу жизненных ценностей, образ жизни и нормы человеческого общежития. По сущности своей это социалистический, или коммунистический, или коммуналистский менталитет — в отличие от индивидалистского, монеталистического (тотально денежного), западно-демократического менталитета, в котором верховное место занимает человек наживы. Для успешной жизнедеятельности последнего созданы институции западной демократии, дающие власть и абсолютную свободу наживы, свободу от внутренних и общественных ограничений, от законов государства и норм морали.

Гуманистическая идея приоритетной ценности человеческого труда, становясь российской национальной идеей, охватила культурные слои общества, полнокровно влилась в искусство. В литературе сформировался «Критический реализм» с плеядой выдающихся писателей, навсегда вошедших в мировую историю. В изобразительном искусстве «Передвижники» воочию отображали многогранную народную жизнь. Национальная русская музыка дала миру гениальных композиторов русско-демократического направления, объединённых названием «Могучая кучка». Искусство как форма общественного сознания отражало и воплощало преобразовательные идеологические и политико-экономические процессы в обществе.

Примечание.
А в это время западно-демократическая европейская цивилизация (ЗДЕЦ) в морали и эстетике, идейно и нравственно уже достигла уровня «чёрного квадрата». В западном искусстве изысканно по-философски принята картина маслом Альфонса Алле «Битва негров в пещере ночью», 1882 г. Но торжество однополой любви было в Европе ещё впереди.

3. Вехи пути

Любая общественная борьба за идеи реализует себя в жизни, материализуется из желаний в действительность, посредством конкретных организационных форм (иначе «борьба» — фикция, фейк). Борьба за освобождение трудового крестьянства от гнёта крепостников и самодержавия стихийно в форме бунтарства велась всегда. Российская история знает грандиозные бунты-восстания (Болотников, Разин, Пугачёв). Традиционная социальная философия пушкинских времён, а особенно современная демократия, муссирует по этому поводу такое понятие как «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Однако внимательный подход раскрывает в этом понятии и реальный смысл, и объективную необходимость типа глубокого системного феномена. Кстати, параллельно культивируется чем-то похожее понятие, с теми же проблемами смысла и необходимости: «Русское терпение, безропотное и беспредельное». Но и в этом понятии отражён объективный системный феномен — структурный, многоаспектный, адекватный реальности в ближних и дальних координатах пространства, времени и общественных отношений. Внимательный подход обнаруживает и взаимосвязь между этими двумя феноменами. Качественное идейное осмысление феноменов необходимо для выбора конкретных организационных форм борьбы.

Попыткой «цивилизованного бунта» против крепостнического российского самодержавия можно считать «Восстание декабристов» 14 декабря 1825 года. На первый взгляд оно действительно оказалось и «бессмысленным», и во многих чертах «беспощадным»: убийство Милорадовича, виселица на пять руководителей, многолетние массовые каторги «злоумышленников». Но «Декабристы разбудили Герцена» — чем подняли идеологическую борьбу с самодержавием за освобождение крестьянства на принципиально новый уровень. Соответственно потребовались и возникли новые организационные формы борьбы.

Сумбурное зачатие, иначе не скажешь (фактически лишь курьёзная попытка, намерение, идея), практической организованной борьбы с самодержавием за приоритет народных интересов (концепция социализма) связана с именем М.В. Петрашевского (1821–1866). В Петербурге в 1845–49 гг. родилось несколько кружков, где молодые и не очень молодые образованные интеллигенты, знакомились с трудами французских социалистов, развивая при этом крамольные мысли о революционных преобразованиях в России. Полицейский режим жестоко расправился с вольнодумцами. «Дело петрашевцев» заняло в истории социализма своё место, но и по сей день остаётся туманным и малопонятным (ожидая, очевидно, своих аналитиков).

В целом же исторический процесс «русского социализма» обозначен вполне определёнными организационными реперами. Схематично можно указать следующие стержневые (стволовые) этапы — «реакторы социалистического процесса» (и знаковые фигуры лидеров).

● Организация (партия) «Земля и воля» (1861-64, 1876-79; Чернышевский)

● Организация (партия) «Народная воля» (1879-...1905...; Желябов, Лавров)

● ПСР (Партия социалистов-революционеров, эсеры, 1901-1922; Чернов, Савинков, Керенский)

● Группа «Освобождение труда» (1883- 1903; Плеханов)

● РСДРП (1898-1918 — РКП(б) —1925; Ленин)

● ВКП(б) (1925-1952; Сталин)

● КПСС (1952-1991; Хрущёв, Брежнев, Андропов, Горбачёв).

6-го ноября 1991 указом президента РСФСР Ельцина партия КПСС была запрещена в стране.

В схеме ясно виден прямой путь, с одним лишь заметным тупиковым ответвлением от него — ПСР. Решающий качественный скачок (рывок, подъём) на этом пути, открывающий дорогу к реальной победе, совершает Группа «Освобождение труда». Подвижнической деятельностью Группы и лично Плеханова творчески осваивается теория марксизма в основных его ипостасях (материалистическая диалектика, политэкономия, коммунизм) и создаётся высококачественная теоретическая почва для революционного социалистического движения в России. «Русский социализм» усилиями Группы минует тупиковый вектор и выходит на созидательную линию.

Фигура Плеханова явилась для русского коммунизма исходным центром, путеводным стартом, началом. Началом ментально чистым, нравственно незамутнённым, энергетически мощным в своём адекватном соотношении с реальностью и принципиальной перспективой. В двух словах, сдержанно и объективно, перво-верховное место Плеханова в русском коммунизме обозначил Ленин (1921 г.): "...нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать – именно изучать – всё, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма". «Международная литература марксизма» для Ленина — это наивысший возможный уровень науки об обществе, о классовой борьбе в обществе.

4. Школа (Семинар по Некрасову)

Плеханов был вскормлен и взращён духом Некрасова. Значение творчества поэта для социалистического движения в России, раскрыто в известной юбилейной статье: Г. Плеханов. «Н.А. Некрасов». – Женева, 10 марта 1903 года. Ниже приведены несколько выдержек из неё.

--------------------------------------

1. «Некрасов явился поэтическим выразителем целой эпохи нашего общественного развития. Эта эпоха начинается выступлением на нашу историческую сцену образованного «разночинца» («интеллигенции» тож) и оканчивается появлением на этой сцене рабочего класса, пролетариата в настоящем смысле этого слова. Кто интересуется нравственным или идейным содержанием этой замечательной эпохи, тот найдёт в поэзии Некрасова богатейший материал для его характеристики».

2. «Но если Гоголь больно бичует Собакевичей, Ноздрёвых, Маниловых и т.д., то и он всё-таки мало занимается Серафимами, Петрушками, дядями Митяями и другими представителями угнетённого сословия. Его мысль тоже мало останавливалась на психологии «крещёной собственности» (выражение Герцена — прим. авт.) У Некрасова мы видим уже совсем другое. Изображению народного горя посвящены все его наиболее известные произведения».

3. «Тут поэзия Некрасова, никогда не бывшего революционером, становится революционной поэзией, и неудивительно, что отрывки, подобные только что приведённому (о гражданстве — прим. авт.), заучивались наизусть русскими революционерами. Такие отрывки нисколько не утратили своего значения до настоящего времени и не утратят его до тех пор, пока передовое человечество останется вынужденным силой пролагать себе дорогу к своему идеалу. А оно, как видно, ещё не скоро избавится от этой необходимости, потому что обещанного «критиками марксизма» притупления общественных противоречий что-то нигде не заметно».

4. «В служении этому несчастному народу, в борьбе с порабощающей и угнетающей его «неправдою лукавой» и заключается первая обязанность гражданина, первый долг мыслящего сына русской земли, не могущего «глядеть спокойно на горе матери родной»... И это служение угнетённому народу, эта борьба за его освобождение составляет не только нравственную обязанность, но также и непреодолимую потребность честного и мыслящего человека».

5. «Совершенно так думала вся та самоотверженная «интеллигенция», которая уже с конца пятидесятых годов спрашивала себя: «что делать?» для того, чтобы вывести народ из его тяжёлого положения, и для которой этот проклятый вопрос поныне остаётся самым жгучим, самым «проклятым» из всех вопросов».

6. «В служении народу Некрасов видит главную задачу гражданина. Поэтому народ становится главным героем главных его произведений. Но что же мы узнаём от него об этом его герое? Нам уже известно, что положение его крайне тяжело. Но этого нам мало. Нам хочется знать, что же делает он сам для облегчения своей участи? На этот счёт Некрасов сообщает нам очень мало утешительного. Его народ не умеет бороться и не сознаёт необходимости борьбы. Главной отличительной чертою этого народа является вечное терпение».

7. «Теперь, под влиянием экономического развития, в нашем «народе» появился новый класс, несравненно более чуткий, подвижный, отзывчивый и нетерпеливый, нежели то крестьянство, которое надрывало сердце Некрасова своими стонами и доводило его до отчаяния своим долготерпением. Этот класс — класс пролетариев... Новые экономические отношения, заново переделывая нашу общественную, когда-то столь «прочную», среду, заново переделывают также и наш народный характер».

8. «Но смерть давно уже скосила Некрасова. Поэт разночинцев давно уже сошёл с литературной сцены, и нам остаётся ждать появления на ней нового поэта, поэта пролетариев».

--------------------------------------

Говоря о том, что Некрасов сошёл с литературной сцены, Плеханов (в 1903 году) ошибся. Можно понять его заботливое «протежирование» («раскручивание», если по-нашему) будущего столь желанного пролетарского поэта. Но истина всё-таки дороже.

Исследование Корнея Чуковского в статье «Ленин о Некрасове» (1945 г.) дополняет, если не раскрывает, существеннейшие черты общественно-исторического образа поэта. Черты эти, c очевидностью весьма актуальны для современной нашей «ельцинопутной» финансово-капиталистической («монеталистической») РФ. Ниже приводятся выдержки из указанной работы. Нумерация их продолжает предыдущие выдержки, поскольку все вместе они составляют единый «семинарский» ряд тезисов о Некрасове.

--------------------------------------

9. «...с 1906 по 1913 год Ленин цитирует Некрасова чаще всего. Сначала это кажется странной случайностью, но, вдумавшись, видишь, что иначе, и быть не могло, ибо стихотворения Некрасова послужили Ленину "старым, но грозным оружием" именно в то семилетие, когда в России снова окреп и усилился вражеский лагерь, с которым в свое время боролся и Некрасов: лагерь либералов-постепеновцев, проповедующих мирный реформизм».

10. «Не только либералов кадетского лагеря, но и либеральничавших социал-демократов Ленин бичевал некрасовским стихом».

11. «Почему в своих высказываниях о великом поэте Ленин раньше всего отмечал его ненависть к фальшивым демократам и мнимым борцам за свободу, лицемерным вздыхателям о благе народном?» И далее Чуковский отмечает, что благодаря Ленину открывается, что «...ключ к пониманию поэзии Некрасова - здесь, <в анализе> его антилиберальных тенденций, роднивших его с Чернышевским и определявших собою революционную сущность всего его творчества».

12. «Когда, например, мы читаем у Ленина, что от сочинений Чернышевского "веет духом классовой борьбы", мы полностью применяем эти слова и к Некрасову, который каждое явление общественной жизни рассматривал как боевой эпизод в войне двух непримиримо враждующих станов и выразил свое отношение к тогдашней действительности в следующей лаконической формуле:
Два лагеря, как прежде, в божьем мире:
В одном рабы, властители в другом
».

Примечание автора.
Две поэтические строчки, в которых, как в атомном ядре, заключена вся материя и весь смысл Современного общественного устройства: от некрасовского времени до нашего сегодняшнего дня (XIX-XXI вв.). Проблематика этих двух полов (половин) Современной цивилизации и бескомпромиссная борьба за справедливость в центре проблем, составляла базу для общественной деятельности Чернышевского и Некрасова, а в форме революционной пролетарской классовой борьбы — базу деятельности Плеханова и Ленина. И как в любое время Современности, против жизненных интересов «рабов» выступают «враги» двух типов: открытые явные противники освобождения труда и скрытые фальсификаторы, якобы сторонники и друзья, «защитники народа», а по сути «пятая колонна». Первые определяются обобщающим термином «эксплуататоры», вторые традиционно ценят самоназвание «либерал» (сторонник свободы, и разумеется, демократии, народа). В Современности этапы и формы борьбы сменяют друг друга, а сущность проблем, расклад антагонизмов остаётся прежним. Поэтому внутренняя связь между собой этапов Современности принципиально сохраняется во времени, поэтому же подвижническая деятельность исторических личностей сохраняет своё значение для всех этапов.
---------------------------

13. « <Ленин> высоко ценил ту борьбу, которую вели с либералами Чернышевский, Некрасов, Добролюбов, Щедрин. Для него эта борьба не была старым, полузабытым явлением, давно уже сданным в архив. Это была ранняя стадия той же борьбы, какую приходилось вести и ему. Оттого-то на страницах ленинских книг и статей антилиберальные цитаты из Чернышевского, Щедрина и других зазвучали такой жгучей современностью. Ленин в своих статьях мобилизовал этих "мужицких демократов" для новой борьбы с либералами, показалось, что их оружие, которым они сражались когда-то, по-прежнему сохраняет свою смертоносную силу. Живыми, злободневно актуальными оказались на страницах у Ленина старые стихотворения Некрасова. Благодаря Ленину мы могли убедиться, как жизненны эти стихи, как легко они выходят за рамки той стародавней эпохи, которая их создала» (Курсив авт.)

14. «Либерализм вошел в свою последнюю стадию - империалистическую. Все империалисты и их подголоски только и говорят о спасении культуры, о благе человечества, о традициях права и правды. Либерализм принял другие масштабы, но его основа осталась незыблемой. Эту основу еще в юности очень зорко подметил Некрасов, изобразивший в своих ранних стихах лихоимца и вора, который, грабя народ, в то же время елейно твердил: Братья нам по Христу мужички!»

15. «Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная - / Матушка Русь!
Считая некрасовские строки точной - и притом оптимистической - формулой русской дореволюционной истории, Ленин нередко ссылался на них в своих высказываниях о русской действительности».

16. «Поэт, отдававший все силы злободневной, "скоропреходящей" тематике, дожил до нашей эпохи и как живой современник продолжает участвовать в наших нынешних тревогах и битвах».

Примечание автора.
Именно этот пункт 16. приведённых выдержек о Некрасове особенно важно бы осмыслить и осознать сегодня. В сегодняшних наших понятиях и раскладах.

17. Характерно, что либералы во все времена не менее успешно цитировали Некрасова в своих либеральных целях. Чем Ленин, например, возмущался до крайности.

Чуковский приводит такую фразу Ленина:
«Особенно нестерпимо бывает видеть, когда субъекты, вроде Щепетева, Струве, Гредескула, Изгоева и прочей кадетской братии, хватаются за фалды Некрасова, Щедрина и т.п.»

--------------------------------------

5. Классовая сущность «некрасовщины»

В Советском Союзе поэтическое–тире–общественно-политическое–тире–народно-идеологическое наследие Некрасова органически входило в золотой фонд господствующей в обществе «национальной идеи». Некрасов занимал незыблемое место в системе воспитания и образования поколений советских людей. Глубоко народная нравственность поэзии Некрасова органически служила каркасом в советской морали и гражданской нравственности, и была соответственно опорной позицией против разлагающих ценностей Запада. Но это не означает, что в советское время Некрасова не использовали (как когда-то прежде) в своих инсинуациях и антисоветских аргументах разномастные — будем называть их по-прежнему — либералы.

В настоящее время господствующая в РФ идеология, публичная и кулуарная элитная критика, блокируют классовую народную сущность творчества Некрасова. Либеральная «политическая элита» типа Жириновского и свободолюбивая «творческая интеллигенция» типа Познера и Собчак пытаются всеми средствами игнорировать и дискредитировать идейный и, как указывает Ленин, глубоко политический классовый «Дух Некрасова». Такая деятельность элиты востребована, отрабатывает социальный заказ и вознаграждается надёжными дивидендами. К сожалению, к объективному сожалению, в настоящее время в РФ отсутствует иная политическая сила и/или «творческая интеллигенция», желающая и способная встать на сторону и защиту подлинно народного российского поэта и его цивилизационного наследия.

В частности, на данном поприще активно используются сегодня два «пулемётных гнезда». Штатные литературные критики интенсивно спекулируют на неоднозначных качествах личности поэта как живого человека. Житейские казусы и огрехи «экстраполируются» на всё творчество, вызывая у невзыскательной публики отрицательные эмоции.

Другим подлым, но грозным разрушающим оружием в арсенале либералов стало слово «терроризм». В настоящее время это слово, за неимением другого, принято в употребление для обозначения военных и диверсионных действий международных преступных организаций, игнорирующих действующие «демократические» нормы морали и права. Такой реальный на сегодня «терроризм» повсеместно объявлен и воспринимается людьми как глобальный враг человечества № 1. И вот под этот смысл и термин международного буржуазного терроризма-бандитизма либералы иже с ними силятся подвести сегодня всё, что относится к коммунизму, социализму, большевизму, советскому строю.

В XIX-м и начале XX-го века терроризм понимался и воспринимался совершенно по-другому. Терроризм использовался как один из крайних методов обоюдной политической борьбы. Это был исключительно индивидуальный террор, причем, как правило, при совершении акта террорист во имя справедливости! жертвовал собственной жизнью. Террористы-народовольцы и затем эсэры воспринимались в просвещённом обществе как героические личности — при решительном осуждении их акций. А к справедливости люди того времени относили, в частности, наказание смертью за вопиющие преступления против народа. Преступления совершали облечённые властью высокие чиновники, «наводя порядок в народе». Все террористические «казни» совершались во исполнение приговора, вынесенного партией от имени народа. То есть «террорист» совершал свой поступок на высоком личном моральном уровне. И обществу это было понятно.

«Террор (лат. terror = страх, ужас) — 1) применение насилия, вплоть до физического уничтожения противников; 2) чрезмерная жестокость по отношению к кому-л., запугивание (напр. идеологический т.).» (Современный словарь. Википедия дополняет понятие «экономический террор»).

«Тероризмъ латн. устращиванье, устрашенье смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства». (Словарь Даля, 1882 г.).

Для всевластной персоны нередко страх за свою шкуру был единственным аргументом, чтобы ограничить себя в беспредельном произволе. Этот житейский факт использовали народники, но ставить его пунктом своей партийной программы было грубой ошибкой. И партия этого идеологически не допускала.

На суде по «процессу 20-ти» в 1882 г. арестованный руководитель партии "Народная воля" А.Д. Михайлов (1855-1884) решительно заявил в своей речи, что подсудимые не «шайка убийц», как представил дело прокурор, а партия, борющаяся «за вознесение интересов народа выше интересов единодержавия». Подобное провозглашение в чистом виде классовой борьбы не могло быть принято ни царским прокурором, ни либералами. Поэтому для сокрытия сущности происходящих в обществе явлений бралась примитивная профанация: сведение целей партии и её деятельности к порицаемому законом и обществом террору.

Подобным же методом пользуются либералы в РФ, проводя так называемые «объективные расследования» исторических событий и выдавая на публику убийственные оценки. Не оценки каких-то никому уже не интересных личностей, а ставя клеймо на социалистической идеологии как таковой. Под поток подобных оценок «поставлены к стенке» и народовольцы, и эсэры, и большевики, и революция 1917 года, и вся история Советского Союза.

Конечно, в этих гнусных мероприятиях несправедливо указывать пальцем на одних только либералов РФ. Ту же работу по дискредитации и профанации социализма ведут, но много мощнее и организованнее, западные финансово-информационные службы и с ними в обнимку международно-российская РПЦ. Но это другая статья.

Виднейшее место в некрасовском наследии занимает, казалось бы, надклассовая, но глубоко коммунистическая тема достоинства Женщины. Сегодня резко обостряются полюса в подходах к этой теме, резко разделяются русско-социалистический подход и западно-демократический «европейский» подход. Но об этом тоже лучше говорить в самостоятельном ключе.

6. Некрасов и Тверской край

Когда речь идёт об особо уважаемом человеке, чисто по-человечески хочется запечатлеть всё, что связывает тебя лично с этим человеком. Тверское краеведение собрало богатый материал о литераторах XIX века: о Пушкине, обитавшем в наших краях как дома, о Салтыкове-Щедрине, бывшем у нас вице-губернатором два года, об А.Н. Островском, Лажечникове, Фёдоре Глинке. А вот некрасовской темой владеют только высококвалифицированные специалисты, потому что Н.А. Некрасов физически бывал на тверской земле нечасто. Конечно же, «Дух Некрасова» един, он живёт во всей России, не делясь по порциям на края и области. Конечно же, советские поколения тверитян воспитаны некрасовскими произведениями, безусловно! Однако, хоть это и не принципиально, чисто по-человечески хочется привести здесь те крупицы информации, которые «физически» связывают «Николая Алексеевича» с нашей/моей тверской землёй.

Приводимые «крупицы» безусловно составляют профессиональный интерес для специалистов-некрасоведов, а в данном тексте их роль проста: создать у читателя некий эмоциональный «краеведческий» настрой, дать возможность, например, «богатым» ярославцам или петербуржцам конкретнее прочувствовать свою «физическую» значимость. А кто-то из читателей, возможно, найдёт для себя на этой странице и конструктивную информацию.

● Н.А. по жизни был тесно связан с семейством Панаевых. Иван Иванович Панаев (1812-1862) — соиздатель журнала «Современник», друг и соратник. Его двоюродный брат Валерьян Александрович владел деревнями Михайловское и Хмелевское (ныне Бологовского района Тверской области). По другому источнику, усадьбой в окрестностях села Михайловское владел Кронид Александрович Панаев, брат В.А., но лишь после 1887 года, а предыдущим владельцем был Д.Н. Казин (или Козин). «Поэтому Некрасов если и был в Михайловском, то у Казиных или в доме В.А. Панаева, который он построил в 1847 г. недалеко от Михайловского» — делает вывод известный тверской краевед Романова Надежда Васильевна. Братья Валерьян и Ипполит Александровичи как доверенные лица много лет вели финансы и хозяйство «Современника».

В 2006 году тверская журналистка Ольга Маркова отыскала в деревне бабушек, которые помнят рассказы своих бабушек об усадьбе (сохранилась в убогом виде), о барине Панае (с женой Панаихой) и о личном участии в заячьей охоте Некрасова. По письму Н. к сестре и брату (Анна А. Буткевич и Фёдор А. Некрасов) в Алеушино 05.10.1861 четверг, Петербург: охотились на зайцев в воскресенье около станции Валдайка и в понедельник, вчетвером: С.Ф. Плаутин, полковник, муж сестры Н.П. Огарёва (убил 42 зайца), Абаза (40), Житомирский (36), Некрасов (48 — больше всех, «перестрелял всех»); загонщиков было 60. И в заключенье: «Здесь мне скучно и делать нечего». В те времена зайчатину заготавливали бочками.

● Штабс-капитан Григорий Францевич Бенецкий в конце 1830-х в Петербурге дал работу бедствующему Некрасову (юноше 17-18 лет) и пригласил к себе жить. Распродал его первую книгу «Мечты и звуки»; ввёл в общество преподавателей и литераторов. Словом, явился в жизни Некрасова тем малым незаметным фактором, которые называют судьбоносными. Старший брат Григория, Николай Францевич Бенецкий (1804-1852), автор двухтомника «Басни и параболы» (основной мотив басен — осуждение западных заимствований, преклонения перед всем иностранным); служил смотрителем уездных училищ в Тверской губернии: в Осташковском уезде, затем в Вышнем Волочке. (По публикации краеведа Мих. Славина, 2014).

● Зинаида Николаевна Некрасова, исконно Фёкла Анисимовна Викторова (1846-1915), жена и «милый и единственный друг». Дочь Вышневолоцкого (Тверская губерния) помещика, отставного офицера, по другим данным, солдата, барабанщика. Отец родом из Саратова. После смерти мужа З.Н. жила в Саратове, где скончалась в возрасте 68 лет и где похоронена. (О тонких душевных отношениях Некрасова с женщинами имеется юбилейная публикация в тверской газете: журналист Мангазеев И.А. «Джентльмен русской литературы», 09.12.2011).

● Путь Некрасова из Петербурга в родительскую (дер. Грешнево) и в собственную (село Карабиха) усадьбы в Ярославской области лежал через Тверь. По классическому маршруту «Путешествия из Петербурга в Москву», а после 1851 года по железной дороге. Восьмилетнему строительству этой дороги Некрасов был живой свидетель. А в 1853 году из Твери вниз по Волге до Костромы пошли пароходы. Маршрут поэта изменился, стала пересадка в Твери.

В 1863 году в Твери осуществлялось строительство железнодорожной ветки от вокзала, тогдашнего загородья, до пристани на Волге в центре города. В этом году Некрасов купил усадьбу возле села Карабиха, и направляясь туда, в Твери посетил строительство ветки. Вот что пишет краевед об этом эпизоде. «Друзья писателя М.Е. Салтыков-Щедрин и бывший в то время в Твери драматург А.Н. Островский делились с Некрасовым своими впечатлениями о жизни трудового народа в Твери и окрестных сёлах. Они, по всем данным, поведали Некрасову о том, что в Твери в 1863 году было восстание строителей железной дороги. Эти наблюдения и рассказы послужили основанием для написания в 1864 году прекрасного стихотворения «Железная дорога». (П. Смирнов, к.филол.н., 1967 г.)

● Пароходный путь по Волге от Твери до Ярославля являет собой пространство, наполненное знаковыми объектами общественной жизни России, объектами русской культуры периодом в несколько веков. Можно представить себе комплексы информации, получаемые пассажиром Некрасовым, и те мысли и ощущения, которые он должен был при этом испытывать. Подобный эксперимент провёл на себе краевед Виталий Сердюк. Материалы его в Интернете впечатляют: «Путём Некрасова: из Твери в Ярославль» (https://v1serdyuk.ru/imena/putyom-nekrasova-iz-tveri-v-yaroslavl).

● На сайте того же исследователя В. Сердюка (https://v1serdyuk.ru/istoriya/narodniki-tverskoy-gubernii) размещены текстовые и фотоматериалы по основной теме нашего разговора. Автор приводит сведения, относящиеся к известному в истории народничества и русского социализма периоду «Хождение в народ». Периоду столь печальному, сколь и героическому. «Первыми в этом движении пошли в путь народники в Тверской губернии, где расцвет «хождения в народ» пришёлся на 1873 год. В губернии работали виднейшие народники революционеры-семидесятники С. Степняк-Кравчинский, Д. Рогачёв, С. Перовская, Д. Клеменц, О. Аптекман, С. Синегуб и другие». Просится: и другие духовные дети Чернышевского и Некрасова.

● Наследником и продолжателем «некрасовского направления» в литературе является тверской по рождению и жительству российский крестьянский поэт Спиридон Дрожжин (1848-1930).

● В настоящее время именем Некрасова названы улицы в нескольких районных центрах Тверской области (Вышний Волочёк, Бологое, Торжок, Калязин). В Твери улица Некрасова существовала с 1924 года. В честь любимого революционного поэта была переименована небольшая улица 2-я Верховская, рождением 1840 года. В середине 1970-х годов ул. Некрасова исчезла с лица города в силу научно-технического прогресса. То бишь, была застроена современными домами неопределённой городской планировки. (По публикации краеведа К.В. Литвицкого). Недалеко на запад от города есть современная деревня Некрасово, названа так в честь поэта в 1920 году.

7. Ретроспектива на перспективу

«Без прошлого нет будущего». Мудро, но хотелось бы конкретнее: нет какого? будущего и без какого-именно? прошлого. Однако для такой конкретности одной мудрости маловато. Как показывает жизнь, мудрыми у нас сегодня всюду хоть пруды пруди, а прошло-будущее остаётся в таком тумане, что не видно, вежливо выражаясь, ни-чего. Для конкретики нужны многие человеческие качества: воля, энергия, совесть, ресурсы и т.п. Но это чтоб сразу, а если не спеша и постепенно, то можно попробовать и с имеющимися в наличии качествами.

Аксиома: в прошлом, настоящем и будущем остаётся в жизни непреходящим то, что Некрасов назвал «Два лагеря в мире». В разных контекстах называют их по-разному, но сущность от этого не меняется. Рабы/властители, эксплуататоры/эксплуатируемые, пролетариат/буржуазия, богатые/бедные, и т.д. и т.д., а также столь поэтичные сегодня элита и быдло, а также угнетённые и угнетатели — от слова и понятия «гнёт». Гнёт одних людей в интересах других — это в любых разновидностях антигуманно, античеловечно — несправедливо. За освобождение от гнёта / за сохранение гнёта идёт бескомпромиссная борьба. В сегодняшней РФ гнёт — это (как и век назад) экономическая материальная «гнетущая» бедность. Общество разделено на классы богатых и бедных. Классовая борьба, когда она есть, — это борьба угнетателей с угнетёнными, угнетённых с угнетателями. Стратегия борьбы, как правило, ориентирована на захват государственной власти. При этом априорно принимается Постулат: у кого государственная власть, тот и гегемон в обществе (кто сидит в Белом доме, того жизненные интересы и реализованы). Субъекты, объекты, тактики, формы и методы борьбы практически столь разнообразны, что не поддаются удовлетворительному научно-системному отображению. Практически просто «всем ясно»: кланы, центры, кадры и лидеры решают всё!

Семьдесят два года, с 1845 до 1917, с «пятниц» Петрашевского до взятия Зимнего в Петрограде, в России шла классовая борьба за освобождение человека труда от гнёта человека наживы. Борьба увенчалась победой. Семьдесят четыре года, с октября 1917 до декабря 1991, на земле существовало государство, где не было классового экономического гнёта человека над человеком. В социалистическом обществе и государстве Советского Союза сформировался новый единый тип советского человека, свободного от проблем гнёта. Главные проблемы общества и личности естественным образом переместились в другие линии, плоскости и сферы жизни. Но через 74 года государство трудящихся было разрушено. Альтернатива Западу была устранена к вящей радости «человека наживы». В итоге, планетарная цивилизация обрела черты, грозящие ей гибелью. Господствующая на земле форма ЗДЕЦ вошла в глубокий кризис.

В общественных слоях РФ сохраняется и, похоже, нарастает понимание преимуществ социалистической формации. Разрастается идея реанимации фундаментальных прежних и обретения новых социалистических ценностей, в новых современных формах. Но адекватная «современным вызовам» теория развития общества отсутствует. Нет научного представления о принципиальных особенностях современного общества: финансово-капиталистического, монеталистического (тотально «деньгового»), информационного и робото-технологического, мнимо-демократического и далее. Соответственно нет Организации для обретения социалистических ценностей (организация — от слова «организм»: имеет центр управления, скелетно-мышечную структуру и внутренние функциональные органы). При этом важнейшим и болезненным компонентом проблемы является Адекватность сторонников социализма реально существующей реальности — не мнимой, не желанной, не бывшей когда-то, а реально существующей. Любая неадекватность в восприятии реальности, будь то сознательная провокация или блаженная ностальгия, представляет собой реальную фальсификацию целей и задач социалистов, сведение на нет всех прилагаемых усилий («увод в сторону», «выхлоп»).

Единственным беспомощно-разумным подходом в реальных условиях современной РФ может оказаться опора на «концепцию циклического развития». Известно, что общественный прогресс развивается по спирали! Сохраняется исконная природа предмета и приобретаются его новые качества на высших витках. Как раз то, что нужно для социализма! Если оно и вправду так, то дело упрощается и появляется свет надежды. Действительно, а давайте-ка повторим цикл — от Петрашевского до Октября 17-го — но в темпе и по-новому, в новом качестве, учтя всё и взяв только существенное, незыблемое. А незыблемы, мы знаем, «два лагеря» Некрасова-Ленина. Или... или дайте новый российский марксизм Плеханова, чтоб и от гнёта освободить человека труда, и человека наживы не задавить насмерть, если он человек. Дайте такую науку, чтоб «классовая борьба пролетариата» (непонятно-нового, кстати) победила наверняка, теоретически и практически, и пусть даже без гражданской войны и КГБ. Либерализм, говорите? А и вправду ведь очень похоже! Похоже, но только пока нет настоящего победоносного «неомарксизма». Или, если угодно, человечного «метамарксизма» — Некрасовского!

8. Эпоха нашей современности

Вынес он всё — и широкую, ясную
Грудью простёр он дорогу себе.
---------------------------------------------
Только вот жить в эту пору прекрасную
Выпало счастье лишь мне и тебе!

В 1991 году враги обрушили здание счастья народного.
В России наступило новое время осмысливать новый мир,
проектировать и прокладывать в нём новую дорогу
— «расправив грудь и предкам поклонясь!» —

В. Крупеников
Тверь,
февраль 2020 г.

Пользователь публикует статьи в личном блоге самостоятельно, добровольно принимая условия Пользовательского Соглашения. Администрация сайта осуществляет контроль соблюдения настоящего соглашения постфактум. Поэтому, если вы выявили какие-либо нарушения у данного пользователя, просьба сообщить об этом администрации в целях незамедлительного осуществления нами соответствующих мер.
Причина жалобы (не менее 20 симв.):

Крупеников
3.48
Список рекомендателей
Крупеников Емеля

Ещё статьи автора

Игра слов

Крупеников 2019-03-01 22:20

Постижение

Крупеников 2018-10-14 19:24

Век России не видать

Крупеников 2018-09-15 07:49

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

1 комментарий

  • Натали
    Оскорбление/Мат Спам Нарушение
    2020-02-29 22:44
    Сложно себе представить, чтобы в наше время за гробом поэта шли толпы людей, и при этом без всяких властных установок "прийти и скорбеть!". Хотя наша верхушка и старается организовать массовое почитание память ушедших в мир иной, но у них это плохо получается. Как это было во время открытия памятнику Солженицину, или Даниилу Гранину. Разве что пришли ротозеи поглядеть на путина.
    Ответить
    0
Закрыть
Сумрачный Дневной А А А
Закрыть
Комментировать

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь:

Стандартно


Через социальную сеть



Чтобы быть в курсе последних новостей нашего сайта, а также помочь в доведении данной информации до других людей:
Вступайте в группы в Вконтакте: https://vk.com/razumeiru
и в Одноклассниках: https://ok.ru/razumei
Подписывайтесь на каналы в YouTube: http://www.youtube.com/user/razumeiru
и в Facebook: https://www.facebook.com/razumeiru
и "Русский Мiр, Путин и глобальная политика"
А также, пожалуйста, знакомьте своих друзей с данной информацией. Благодарим Вас за сотрудничество!
  • Лента блогов

    Как США обломали зубы об Олимпиаду в Пекине

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    сегодня 09:23

    Россию делают крайней. Россия уже крайняя. Плюсы и минусы

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    вчера 23:38

    Комментарии к "Аэлите" (А.Алпатов, 1957)

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Светлана
    вчера 14:27

    Артефакты истории. Боевые динозавры древности

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    вчера 09:09

    Список хероев пополнился луганским Павликом. Видео

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    позавчера 21:35

    Некрасовская женщина и русский социализм

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Крупеников
    позавчера 20:02

    "Чудится Мальчишу, будто пахнет ветер не цветами с садов, не мёдом с лугов, а пахнет ветер то ли дымом с пожаров, то ли порохом с разрывов." О коронавирусе.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Николай
    позавчера 16:03

    Хочешь выжить? Держись поближе к русским!

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    позавчера 09:08

    Всемирный день авиации и космонавтики

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Юрий Горбунов
    позавчера 03:01

    Александр Зиновьев о будущем России Путина.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-04-09 12:04

    Рубль дать, а два забрать

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-04-09 05:10

    На пороге нового мира.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Иванович
    2021-04-08 18:46

    Россия: бедность или нищета?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-04-08 10:43

    Сейчас нам говорят, что бились люди зря…

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-04-08 05:06

    История одного экономического прорыва от "Усов Пескова" с комментариями автора

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-04-07 09:26

    Почем твоя жизнь?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-04-07 05:16

    Операция "перекрыть Суэц". Часть 2

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    2021-04-06 19:50

    Свобода как морковка

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    2021-04-06 14:08

    Главная причина ВСЕХ болезней - недостаток (био)энергии

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-04-06 11:58

    Обратная диалектика процветания и подъёма

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-04-06 09:13

    Политическое будущее США в руках стариков

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Елена Романова
    2021-04-05 12:06

    Зачем СССР начал массовое производство "мобильников" в 1947 году?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-04-05 09:31

    О бюджете

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-04-05 05:19

    Байден озвучил претензии к Джорджии. Грузия напряглась

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    2021-04-04 20:40

    Сейчас на земле проживает примерно 700-900 млн человек и достичь миллиарда удастся еще очень нескоро, поскольку смертность выше рождаемости.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Василий Лычковский
    2021-04-04 10:25

    Александр Росляков. У бункера в плену

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-04-04 09:17

    О молодых просветителях, призывающих массы к разуму. Ч 2.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Юрий Горбунов
    2021-04-04 05:07

    НАТО: кто готов умирать за Украину, выходи строиться!

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    2021-04-03 20:18

    Гражданская катастрофа России в ХХ столетии и "Русский проект" спасения страны в наше время

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Лев
    2021-04-03 15:42

    А был л и ̶м̶а̶л̶ь̶ч̶и̶к̶ Искандер?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Александр Дубровский
    2021-04-03 09:41

    "Северный поток – 2": "Академик Черский" готов к укладке труб, "Газпром" уверен в завершении строительства, США и Германия стоят на своем

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-04-03 09:17

    Обзор новостей на 03.04.2021 г.:

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Ледокол Советский Союз
    2021-04-03 07:40
  • Последние комментарии

    Россию делают крайней. Россия уже крайняя. Плюсы и минусы

    Смотреть профиль
    Александр
    сегодня 11:50 3

    Всемирный день авиации и космонавтики

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Юрий Горбунов
    сегодня 07:20 2

    Нечто знаковое

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    vodjanitsa
    сегодня 00:05 43

    Операция "перекрыть Суэц". Часть 2

    Смотреть профиль
    Kam Nwt
    вчера 22:38 6

    "Те, кто приняли смертный бой, стали просто землёй, травой"

    Смотреть профиль
    Kam Nwt
    вчера 22:36 21

    Хочешь выжить? Держись поближе к русским!

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Крупеников
    вчера 17:21 1

    С возвращением на круги своя!

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Баранов
    позавчера 20:38 1

    И последние станут первыми

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Баранов
    позавчера 20:30 20

    Александр Зиновьев о будущем России Путина.

    Смотреть профиль
    Николай
    позавчера 13:26 3

    Россия: бедность или нищета?

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-04-09 15:10 7

    Сейчас на земле проживает примерно 700-900 млн человек и достичь миллиарда удастся еще очень нескоро, поскольку смертность выше рождаемости.

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Ш
    2021-04-07 22:23 6

    Снова о ношении масок: потеря иммунитета, развитие хронических заболеваний, рак

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Алексей Ш
    2021-04-07 21:35 5

    "Я" первая буква

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-04-07 17:35 6

    ОБРАЩЕНИЕ ФИЛОСОФА к патриотам Русского Мира

    Смотреть профиль
    Андрей
    2021-04-07 13:25 5

    Обратная диалектика процветания и подъёма

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-04-06 23:43 4

    Раскрыт секрет победы над бедностью: без Навального и без Путина

    Смотреть блог
    Смотреть профиль
    Натали
    2021-04-05 21:59 125
  • Наш золотой фонд

    Александр ГорбатовРусский Давос или либеральный навоз?
    2016-01-16 14:21
    Андрей ДевятовПадение социализма в СССР и уроки для Китая
    2012-06-23 23:34
    Игорь СмирновНаивные мы люди!
    2013-06-29 08:47
    Емельян РазумеевГолдман Сакс дал "добро"
    2010-06-01 11:41
    Владимир ФиларетовМавзолей: о радеющих за единство красных и белых
    2017-03-14 14:35
    Владимир ПрутковНовогодняя сказка для взрослых
    2016-01-06 10:21
    Ирил СелифДа не прервется связь
    2010-04-19 13:49
  • Читаемое на сайте

    Смысл жизни глазами буддиста

    Мировоззрение
    596 2021-02-15 18:57

    Коварные замыслы закулисы

    Андрей Девятов
    557 2021-02-18 21:24

    И последние станут первыми

    Андрей Девятов
    345 2021-03-14 10:48

    Оздоровление и закаливание в пандемию

    Владимир Филаретов
    332 2021-03-04 08:56

    Своя игра

    Андрей Девятов
    287 2021-03-10 21:31

    С возвращением на круги своя!

    Андрей Девятов
    286 2021-03-10 21:19

    Восток есть восток

    Андрей Девятов
    216 2021-04-03 17:09

    Китай и мировая власть. Зачем Пекину Россия

    Андрей Девятов
    213 2021-03-31 09:08

    "Новая русская идеология" Михаила Делягина

    Александр Севастьянов
    205 2021-03-24 13:48
  • Актив за 3 месяца

    Сергей Странник 1654.92
    Василий Лычковский 1504.09
    Александр Дубровский 1133.92
    Натали 937.44
    Емеля 738.42
    Ледокол Советский Союз 560.52
    Николай 329.13
    Юрий Горбунов 281.59
    Алексей Ш 277.31
    Артем Соболев 142.26
    ТОП-50
  • На Планете КОБ

  • Рассылка
Рассылка Subscribe.Ru
Все новости сайта на вашу почту
 
Подписаться письмом

 

Блоги на Разумей.ру
© 2008-2021 Информационно-образовательное сообщество 'Мировоззрение Русской цивилизации'